Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Затяжные формы реактивных состояний - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 7
ЗАТЯЖНЫЕ ФОРМЫ РЕАКТИВНЫХ СОСТОЯНИЙ
Невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности
При повторяющихся психических травмах и при наличии длительно действующих неблагоприятных психогенных факторов возникает особая разновидность реактивных состояний, характеризующаяся обычно медленным, постепенным началом и длительным, затяжным течением. Для возникновения этой формы психогенных реакций большое значение имеют и преморбидные особенности личности: большая впечатлительность, легкая эмоциональная возбудимость, наклонность к длительной задержке на неприятных переживаниях. Эти дети обычно полностью не забывают тяжелых переживаний, связанных с психической травмой, хотя обычно они не говорят о пережитом. Время от времени — чаще в соответствующей ситуации — «следы» психической травмы снова как бы всплывают на поверхность.
Затяжное течение невроза наблюдается и в случаях неполного выздоровления после острой или подострой психогенной реакции. Остаточные состояния после любой из описанных в предыдущих лекциях форм невроза представляют собой благоприятную почву для развития последующих патологических реакций, принимающих затяжное течение. Затяжному течению реактивных состояний способствуют: 1) наличие дополнительных вредностей соматогенного характера; 2) длительность травмирующей ситуации, ее особая патогенная значимость для детского возраста; 3) неблагоприятная социальная среда, в которой живет данный больной. Эти затяжные по течению, так называемые пролонгированные формы невроза характеризуются термином «невротическое развитие». В зависимости от клинических проявлений реактивного состояния выделяют различные типы невротического развития.

У некоторых детей (внушаемых, инфантильных, соматически ослабленных, задержанных в интеллектуальном развитии) после перенесенной шоковой реакции еще долго остается наклонность к повторению тех же клинических проявлений всякий раз, когда сини попадают в трудную жизненную ситуацию. В дальнейшем такая реакция часто приобретает целевой (истерический) характер.
Наиболее часто наклонность к повторению патологических реакций наблюдается у детей после перенесенных истерических реакций. При неблагоприятных условиях среды и воспитания нередко меняются и особенности характера ребенка. Он становится капризным, эгоцентричным, требует к себе особого внимания.
Таким образом, постепенно развиваются те особенности характера, которые именуются термином истерическое развитие.
После перенесенной тяжелой неврастенической реакции у детей, чрезмерно впечатлительных, соматически ослабленных возможно в дальнейшем развитие личности астенического типа. Дети надолго остаются легко утомляемыми, нерешительными, робкими, неуверенными в себе. У некоторых из них отмечается повышенная пугливость, наклонность к испугу под влиянием незначительных причин. Такие дети и подростки часто плохо успевают в школе, несмотря на хороший интеллект и старательность. Им мешает робость, неуверенность, они всегда отвечают урок хуже, чем знают.
У повышенно впечатлительных детей, перенесших патологическую реакцию невроза страха за свою жизнь и здоровье, надолго остается готовность к возникновению подобных приступов страха. Факторами, предрасполагающими к их возникновению, являются неправильное воспитание, чрезмерная фиксация внимания ребенка на вопросах здоровья и болезни. Этот тип патологического развития можно назвать ипохондрическим.
Ипохондрическому развитию способствуют:          1) обилие патологических ощущений; 2) узость аффекта; 3) негибкость мышления.
У тревожно мнительных детей, склонных к постоянному самоанализу и сомнению, страх за здоровье, боязнь заразиться и заболеть могут в дальнейшем принять характер навязчивости— фобии — с различными ритуалами; возникает так называемое обсессивное развитие.
В группе затяжных невротических состояний центральное место принадлежит неврозу навязчивых состояний.


 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »