Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Течение невроза навязчивых действий - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Течение невроза навязчивых действий имеет более длительный, менее благоприятный характер, чем течение фобий. При втором варианте навязчивых движений и действий сравнительно чаще встречаются случаи затяжного течения с постепенным усложнением клинической картины. Навязчивые движения постепенно становятся все более разнообразными (навязчивое дотрагивание, постукивание, особые ритуалы при ходьбе). К ним в дальнейшем присоединяются навязчивые повторения отдельных слов, ругательства. Такое затяжное течение бывает чаще всего в тех случаях, когда невроз навязчивого состояния возникает у детей и подростков психастенического склада. В этих случаях часто отмечается волнообразность течения. После периода относительного благополучия под влиянием незначительных причин явления навязчивости вновь обостряются.
Клиническим примером затяжного течения, переходящего в обсессивное развитие, может служить следующая история болезни.

Девочка 14 лет поступила в клинику с жалобами на навязчивые страхи и навязчивые действия. Раннее развитие нормальное. Росла в деревне и лишь последний год живет в городе. Всегда была очень робкой, пугливой, тревожной, мнительной. С ранних лет отмечаются страхи: темноты, одиночества, грозы. Семья девочки малокультурная, суеверная. В 5-летнсм возрасте девочка увидала женщину с накинутым на голову тулупом и решила, что это колдунья. С тех пор каждый раз вечером страхи, боязнь оставаться одной. В 12-летнем возрасте однажды сказала в подкрепление своего обещания: «Лопни моя утроба, если я не сделаю». После этого возник навязчивый страх, что ее живот может лопнуть, так как обещания не смогла выполнить. Боялась есть и ходить в уборную. В последние годы после переезда в Москву девочке стало труднее заниматься в школе, так как требования превысили ее знания. Девочка стала более тревожной, усилились страхи, отказывалась ходить в школу, мотивируя тем, что мальчики могут ее убить.
В связи с этим была направлена в клинику. Как выяснилось из беседы с врачом, девочка испытывает страх, что с матерью произойдет несчастье. Чтобы избежать несчастья, должна делать и производить ряд движений, произносить несколько раз фразы, моргать глазами и т. д. Все время мучительно переживает необоснованность своего страха, его нелепость. Тяготится тем, что принуждена производить навязчивые движения, но делает это, так как расценивает движения как защитные для матери. Девочка не уверена в себе, сензитивна, внушаема, находится в постоянной тревоге. Доверчива, старается сама себя уверить в том, что ей лучше; чтобы скорее выздороветь, нагружает себя работой. Настроение подавленное, тревожное, очень неустойчивое. Легко поддается психотерапевтическому воздействию, успокаивается, но быстро переходит от надежды на выздоровление к сомнениям. Интеллектуально полноценная, но медлительна, в ассоциативном эксперименте много повторений и персевераций. Движения замедлены, как будто связаны. Со стороны внутренних органов и нервной системы отклонений от нормы нет. За время пребывания в клинике — постепенное исчезновение навязчивых действий и страха. Вошла в детский коллектив, но по-прежнему часто тревожна, пуглива, иногда подавлена, не уверена в себе.
Катамнез через 2 года; живет в спокойной обстановке за городом, навязчивых страхов и движений нет. Через год после выписки под влиянием жизненных трудностей вновь ухудшение, те же навязчивые страхи и навязчивые движения.

Из данных историй болезни видно, что возникновение навязчивых состояний у этой больной обусловлено комплексом факторов: неправильное воспитание в малокультурной семье, жизненные трудности, возникшие в связи с переездом в Москву, начало пубертатного периода. В связи с необходимостью приспособиться к новой обстановке и новым людям состояние девочки ухудшилось. Однако затяжной характер навязчивых состояний определяется не только неправильным воспитанием и трудностями жизненной ситуации, но и особенностями психастенического склада девочки. С ранних лет девочка была пугливой, мнительной, тревожной и проявляла большую наклонность к страхам.
В возрасте 12 лет с наступлением пубертатного периода и изменением жизненных условий страхи приняли навязчивый характер. Течение болезни колеблющееся, всякие жизненные трудности усиливают болезненное состояние, перемена обстановки в благоприятную сторону их снимает. Несмотря на длительное течение болезни, здесь нет оснований предполагать шизофрению. Диагноз невроза навязчивости у психастенической личности не встречает сомнений: при большой давности болезни личность остается неизмененной, эмоциональной, нет никаких признаков прогрессивного развития болезненных явлений.
Затяжной характер течения невроза навязчивости дал основание некоторым авторам ошибочно причислить данную форму к вяло протекающей шизофрении. Эта точка зрения неправильна и не соответствует клиническим фактам.

Длительность течения не может служить критерием для дифференциального диагноза шизофрении от невроза навязчивости. Решающим для дифференциального диагноза является сохранность личности больной, несмотря на длительность болезненного состояния, отсутствие каких-либо других болезненных симптомов, типичных для шизофрении, и положительная кривая развития личности с сохранной эмоциональностью и активностью. Несмотря на упорство навязчивых состояний, девочка полностью сохраняет интерес к реальной жизни, общительна, находится всегда среди других детей. Ее интересы направлены на реальные и всегда адекватные ситуации.
Более подозрительны в отношении шизофрении те формы навязчивых состояний, в картине которых преобладают навязчивые мысли с наклонностью к болезненному мудрствованию. Однако, как показывают наблюдения детской клиники, если явления навязчивого бесплодного мудрствования возникли только с началом пубертатного периода, если они не оказывают большого влияния на деятельность больного, не следует торопиться с диагнозом шизофрении.
Обобщая наблюдения нашей клиники, посвященные проблеме навязчивых состояний у детей (основные исследования были проведены Е. Е. Сканави), можно сказать, что они подтверждают взгляды тех авторов, которые считали основным синдромом данной болезненной формы, своеобразные эмоциональные расстройства (delire emotive французских авторов). У всех наблюдавшихся нами больных доминировала боязнь, опасение чего-то тяжелого, неприятного в будущем, развивавшееся чаще всего на фоне недостаточного чувства реального с большой наклонностью к автоматизму. Вместе с тем вся эта группа навязчивых состояний неоднородна по своим клиническим проявлениям и патофизиологическим механизмам. У детей наблюдаются самые разнообразные формы навязчивых состояний, начиная от элементарных навязчивых движений, которые требуется дифференцировать от насильственных движений, и кончая сложными образованиями (сочетание -навязчивых страхов с навязчивыми действиями), очень похожими на вяло протекающую шизофрению.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »