Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Патофизиологическая основа навязчивых состояний изучалась И. П. Павловым и его учениками путем экспериментальных и клинических исследований. И. П. Павлов предполагал, что в основе навязчивых состояний лежат те же патофизиологические явления, что и в синдромах стереотипии, итерации, персеверации, а именно патологическая инертность раздражительного процесса. Он считал, что в навязчивом неврозе имеется «чрезмерно незаконно устойчивое представление, чувство, затем действия, не отвечающие правильным общеприродным и специально социальным отношениям человека».

И. П. Павлов также обмечал различие патофизиологической основы фобии — навязчивых страхов — и других форм навязчивых состояний (навязчивых движений, навязчивых мыслей и поступков). При фобии имеются явления патологической подвижности тормозного процесса, тогда как при других формах навязчивости основное — это инертность раздражительного процесса.

Дальнейшее изучение патофизиологической основы психастении и навязчивых состояний было проведено А. Г. Ивановым-Смоленским, Е. А. Поповым, М. И. Серединой и Л. Б. Гаккель. Е. А. Попов считает, что в основе патологической нерешительности, наблюдающейся при навязчивых состояниях, лежит нарушение индукционного торможения. Борьба между конкурирующими очагами возбуждения затягивается чрезмерно долго, так как вследствие недостаточности индукционного торможения ни первый очаг не в состоянии подавить второй, ни второй — первый.
М. И. Середина, обследовав группу больных с синдромом навязчивых состояний, пришла к выводу, что у них отмечается: а) некоторая хрупкость условных связей; б) повышенная тормозимость; в) инертность тормозного процесса; г) низкий предел работоспособности корковых клеток.
Изучение клиники и патофизиологии навязчивых состояний у детей в нашей клинике проводилось Е. Е. Сканави. Патофизиологическое обследование больных проводилось по речедвигательной методике А. Г. Иванова-Смоленского. Было обследовано 18 детей с навязчивыми страхами, фобиями и другими формами навязчивых состояний.
Экспериментальные данные показали, что у всех больных с навязчивыми состояниями отмечается преобладание тормозного процесса над раздражительным, но у одних больных более выражена лабильность активного торможения, а у других — инертность тормозного процесса. При навязчивых страхах нарушение подвижности нервных процессов в сторону их инертности может быть обнаружено только при изменении экспериментальных условий, при введении во время опыта аффективного, адекватного для данного больного раздражителя.
Сравнивая данные, полученные при экспериментальном обследовании высшей нервной деятельности психогенных форм навязчивости и больных шизофренией с навязчивым синдромом, автор показал, что общим для обеих форм заболеваний является нарушение взаимодействия нервных процессов с преобладанием тормозного (главным образом пассивного торможения). Тормозимость значительно более выражена при шизофрении. Здесь легче образуется запредельное торможение с выпадением условно-рефлекторной деятельности. При шизофрении инертность нервных процессов носит стабильный характер.

При лечении затяжных невротических состояний у детей требуется прежде всего выяснить, в чем сущность психической травмы ребенка, и принять все меры к ее устранению. Ребенку следует объяснить в доступной для него форме, что самый факт его страхов и болезненных привычек не представляет собой что-либо исключительное, что подобные явления нередко наблюдаются у детей. Важно также подчеркнуть, что эти болезненные привычки излечимы и что ребенок легко сможет от них избавиться, если будет аккуратно выполнять предписания врача. Из лечебных мероприятий большое значение имеет удлинение физиологического сна, лечебная физкультура и ритмика.

При упорных навязчивых страхах у детей старшего возраста необходимо прибегнуть к психотерапии в форме внушения в бодрственном состоянии и гипнотерапии.
За последние годы при лечении невроза навязчивых состояний применяются нейроплегические средства (аминазин, серпазил). Литературные данные говорят о положительном действии аминазина при навязчивых состояниях, особенно при навязчивых страхах, фобиях. Наши наблюдения, количественно небольшие, подтверждают эти выводы.
По наблюдениям нашей клиники (Е. Е. Сканави), терапевтический эффект при лечении аминазином навязчивых состояний наиболее благоприятен в тех случаях, когда навязчивое состояние сопровождается большим эмоциональным напряжением, тревогой, страхом. Из отдельных клинических проявлений навязчивости лучше всего поддаются лечению навязчивые страхи. Навязчивые движения исчезают под влиянием аминазинотерапии чаще всего в тех случаях, когда они являются защитными ритуалами. Значительно хуже поддаются лечению навязчивые движения, возникающие под влиянием патологических проприоцептивных раздражений, закрепляющиеся по механизму условной связи. Особенно резистентны к лечению аминазином навязчивые движения, наблюдающиеся у детей с резидуальной церебральной недостаточностью. Благоприятный эффект при лечении навязчивых представлений отмечался главным образом в том случае, когда представление сопровождалось особенно яркой чувственной окраской, в других случаях лечение было малоэффективным. Не было терапевтического эффекта и тогда, когда страхи не сопровождались переживанием чуждости и навязанности извне и приобретали характер стойкого ипохондрического синдрома. Навязчивые состояния на депрессивном фоне хуже поддавались лечению аминазином, нередко возникало углубление депрессивного состояния. Лечение навязчивых состояний у соматически ослабленных больных (грипп, ревматизм) также было менее эффективным. Применялся аминазин в виде внутримышечных инъекций или внутрь по 25 мл 2—3 раза в день.
Одновременно с медикаментозным лечением и психотерапией должна проводиться трудотерапия. Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку задания соответствовали его интересам, возбуждали у него положительные эмоции. Таким образом легче создать другой конкурирующий очаг возбуждения в коре больших полушарий. Тем самым создаются условия для ликвидации того очага инертного возбуждения, который является одним из важных патофизиологических механизмов невротического состояния.

Лечение невроза навязчивых состояний представляет более сложную задачу в том случае, когда навязчивость развивается у субъектов психастенического характера. Психотерапевтическая работа должна быть направлена на перевоспитание характера больного. Основная цель лечебно-воспитательного воздействия на этих детей — повысить их уверенность в себе, помочь им найти такой вид деятельности, где они скорее обретут веру в собственные силы.
Все лечебные мероприятия, психотерапевтические беседы с ребенком должны быть направлены на то, чтобы создать у него хорошее самочувствие, бодрое, жизнерадостное настроение. Лучшим средством для перевоспитания характера ребенка является труд. Работая над интересным заданием, видя непосредственный результат своей работы, радуясь своим творческим достижениям, он становится более бодрым, более уверенным в себе и освобождается от многих необоснованных опасений, касающихся его будущего.
Большое значение имеет также воспитание ребенка в детском коллективе. Важно постепенно повышать общественную нагрузку, ибо всякая неудача длительно переживается этими детьми, приводит к усилению психастенических черт характера (см. лекцию 19).



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »