Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 8
ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами (неврозы органов)
В предыдущих лекциях была представлена клиника и терапия различных форм психогенных реакций, наблюдающихся как в общей психиатрии, так и в детской клинике. При описании отдельных форм было обращено особое внимание на изменчивость отдельных проявлений в зависимости от возрастной фазы развития ребенка или подростка. Было указано, что чем моложе ребенок, тем однообразнее клиническая картина психогенной реакции, тем больший удельный вес имеют вегетативно-соматические расстройства и тем беднее психопатологические симптомы.
Течение подострых психогенных реакций у детей обычно более благоприятное, чем у взрослых. Ребенок не склонен к длительной задержке на неприятных переживаниях, эмоции его более ярки, но менее устойчивы. Перемена обстановки, новые впечатления способствуют быстрому переключению интересов ребенка, в связи с чем болезненные проявления, обусловленные психической травмой, быстрее исчезают. В то же время остро возникающие психогенные шоковые реакции у детей иногда принимают более тяжелое течение, чем у взрослых. Выздоровление после шоковой реакции у них часто бывает неполным. Под влиянием шокового воздействия остаются более или менее серьезные нарушения в форме функционально-динамических сосудистых расстройств, нарушение общего и мозгового метаболизма, расстройство регуляции и деятельности желез внутренней секреции. Понятно, что в случаях неполного выздоровления остаются более или менее выраженные расстройства высшей нервной деятельности. При острой массивной психической травме прогноз тем серьезнее, чем моложе ребенок, подвергающийся травматизации. Таким образом, возрастные особенности могут оказать двоякое влияние на течение психогенной реакции: как положительное (в связи с большой пластичностью нервной системы ребенка), так и отрицательное (обусловленное функциональным несовершенством защитных механизмов у детей младшего возраста).
Наряду с описанными выше клиническими вариантами реактивных состояний у детей наблюдается еще ряд других, которые можно обозначить как «преимущественные» формы психогенных реакций детского возраста, ибо они наблюдаются главным образом в детской клинике. Штокерт (Stockert) выделяет особую группу неврозов, которую он называет «неврозом развития» так как в их возникновении и формировании клинической картины большую роль играют возрастные особенности.
Преимущественные формы психогенных реакций у детей наблюдались и советскими авторами (Е. А. Осипова, Т. П. Симеон). Для этих форм характерны: во-первых, однотипность клинических проявлений; в клинической картине реакции всегда доминирует один синдром — так называемые моносимптоматические формы неврозов; во-вторых, бедность психопатологических симптомов и преобладание вегетативно-соматических, двигательных и речевых расстройств; в-третьих, в клинической картине большое место занимают различные синдромы патологического поведения ребенка. Одной из форм неправильного поведения ребенка является реакция протеста против трудной для него жизненной ситуации в семье и школе. Наиболее отчетливо выражены возрастные особенности психогенных реакций у детей и подростков в переходные возрастные периоды.
Таким образом, среди преимущественных форм психогенных реакций можно выделить следующие клинические разновидности: 1) моносимптоматические неврозы с вегетативносоматическими расстройствами — так называемые неврозы органов; 2) моносимптоматические неврозы с речевыми расстройствами— так называемые логоневрозы; 3) моносимптоматические неврозы с преимущественно двигательными расстройствами (тик); 4) психогенные реакции, представляющие собой проявление протеста ребенка — так называемые реакции протеста; 5) изменение характера ребенка под влиянием неблагоприятных условий воспитания; 6) патологические реакции в переходные возрастные периоды.
Термин «моносимптоматический» невроз должен быть понят лишь условно, так как обычно наряду с ведущим синдромом в клинической картине невроза можно отметить и другие болезненные проявления. Однако последние выражены нерезко, и клиническая картина неврозов определяется главным образом ведущим синдромом. Поэтому мы считаем возможным сохранить термин «моносимптоматический».

Причиной моносимптоматических форм невроза чаще являются острые, внезапно действующие психические травмы (шоковые и субшоковые). Однако нередко они вызываются и длительно действующими психогенными факторами, связанными с травмирующей ситуацией. Предрасполагающей почвой для развития этих патологических реакций служит обычно врожденная нервность или астеническое состояние другой природы (инфекционной, интоксикационной, травматической).
Сравнительную частоту моносимптоматических форм невроза у детей нетрудно объяснить возрастными особенностями высшей нервной деятельности ребенка. В связи с функциональной незрелостью высших отделов нервной системы их регулирующее влияние на деятельность нижележащих подкорковых отделов еще недостаточно устойчиво. Под влиянием различных, часто незначительных психогенных факторов, которые для взрослых остаются незамеченными, у детей могут возникнуть более или менее выраженные расстройства регуляции вегетативносоматической и двигательной сфер. Моментом, способствующим возникновению соматических расстройств под влиянием психогенных факторов, является то, что вегетативные механизмы у ребенка очень легко становятся автономными и освобождаются от волевых влияний.

Из отдельных моносимптоматических форм невроза у детей преобладают неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами, так называемые неврозы органов. Форма реакции определяется часто функциональной слабостью той или другой системы внутренних органов. У детей старшего возраста чаще наблюдаются функциональные расстройства сердечно-сосудистой деятельности. Неврозы сердца чаще отмечаются у девочек в препубертатном и пубертатном периодах (см. лекцию 12). У детей младшего возраста, в ясельном и дошкольном возрасте, наблюдается функциональная неустойчивость желудочно- кишечного аппарата. Поэтому под влиянием психогенных факторов у них относительно часто наблюдаются неврозы с функциональными расстройствами пищеварительной системы. Раз возникшие вегетативно-соматические расстройства в дальнейшем повторяются по механизму патологически упрочившейся условной связи. Значение исследований И. П. Павлова об условном рефлексе для понимания патологической основы этих состояний подчеркивается многими авторами. Н. И. Красногорский обратил внимание на тот факт, что у детей условные рефлексы вырабатываются очень быстро, в то время как угасание их может происходить очень медленно (особенно у невропатических детей и у детей с задержанным развитием). Штокерт подчеркивает роль условнорефлекторного механизма в возникновении неврозов у детей. По Гомбургеру (Homburger), неврозы органов — это неврозы патологической привычки.
Среди различных проявлений неврозов органов и других моносимптоматических форм невроза у детей младшего возраста наибольшее практическое значение имеет психогенная (или неврогенная) анорексия и привычная рвота.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »