Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Как было указано выше, патофизиологической основой так называемых неврозов органов у детей чаще всего является механизм патологически упрочившейся условной связи. При наличии отрицательного условного рефлекса в связи с боязливым ожиданием чего-то неприятного могут возникнуть и функциональные расстройства дыхания.
Штокерт наблюдал у детей, трахеотомированных в связи с дифтерийным крупом, своеобразные расстройства дыхания, которые держались долго после того, как больной выздоровел. Ребенок боится повторения приступа, и под влиянием тревожного ожидания приступа возникает спазм голосовой щели.

Относительно чаще наблюдаются невротические реакции с синдромом так называемого нервного кашля. Эти состояния наблюдаются обычно у впечатлительных, легко возбудимых детей, ранее перенесших коклюш или какие-либо другие заболевания дыхательного аппарата. В дальнейшем, когда ребенок уже выздоровел, под влиянием различных психогенных факторов вновь возникают функциональные расстройства в форме сухого лающего кашля. Эти расстройства чаще всего связаны с ожиданием чего-то неприятного (перед уходом в школу, при разлуке с родителями и др.).

Мальчик 11 лет. В семье 3 детей; старший брат страдает экссудативным диатезом. У младшей сестры привычная рвота, чаще перед уходом в школу. Материально-бытовые условия хорошие. Семья культурная. Мальчику уделяется много внимания. Беременность этим ребенком и роды без отклонений. Раннее развитие правильное. Рос физически слабым ребенком. Перенес ряд детских инфекций: корь, скарлатину, ветряную оспу. В конце дошкольного периода заболел коклюшем. В школьном возрасте хронический тонзиллит с лимфаденитом. Временами бывала субфебрильная температура. В школу пошел 7 лет. Учился хорошо, обнаруживая интерес к занятиям, но всегда предпочитал оставаться дома, любил много читать. В 9-летнем возрасте мальчику была произведена операция тонзиллэктомии. Операция прошла благополучно, но на 4-й день после выписки из больницы у мальчика появился сухой лающий кашель. С тех пор в связи с кашлем и субфебрильной температурой мальчик стал чаще пропускать занятия в школе. При соматическом обследовании никаких признаков патологии со стороны внутренних органов отмечено не было. По характеру мальчик впечатлительный, легко возбудимый, обидчивый. Однажды, после того как товарищ упрекнул его в том, что он «притворяется больным», очень взволновался и с тех пор еще менее охотно стал посещать школу. Чаще всего при отказе пойти в школу начинался приступ кашля. С течением времени приступы кашля становились более выраженными и длительными. Иногда приступ кашля сопровождался таким резким цианозом, что не только у родителей, но и у лечащего врача возникало опасение за жизнь ребенка. Во время каникул приступы кашля обычно прекращались, но вновь усиливались после каникул при необходимости пойти в школу.
При обследовании мальчика со стороны внутренних органов и нервной системы органических симптомов обнаружено не было. Отмечалась лишь резкая спастическая бледность кожных покровов, выраженный симптом Хвостека, потливость. В беседу вступает неохотно, застенчив, легко смущается, очень взволнован своим болезненным состоянием. Впечатлителен, сензитивен, внушаем. Интеллектуально развит хорошо, запас сведений богатый. В течение беседы с врачом приступ кашля не прекращается; кашель сопровождается рядом движений мышц лица и шеи, подчеркивающих напряжение.
После инъекции атропина кашель вскоре прекратился. Мальчик хорошо спал всю ночь, но на следующее утро приступы кашля возобновились. В дальнейшем кашель прекращался и тогда, когда вместо атропина вводили физиологический раствор. Лечение внушением дало стойкий терапевтический эффект: мальчик пошел в школу, сдал экзамены, в течение каникул кашля не было. Осенью вновь приступил к занятиям в школе. Длительный катамнез отсутствует.

В данном случае у впечатлительного, внушаемого мальчика с повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы (ваготонического характера) после перенесенного коклюша и вскоре после операции тонзиллэктомии остается повышенная готовность к возникновению спастического кашля.

В дальнейшем приступы кашля часто повторяются как патологический привычный акт. Причиной возникновения приступов почти всегда служит психогенный фактор. Чаще всего это страх перед школой, которую мальчик посещает неохотно, особенно с тех пор, как его стали упрекать в притворстве. В течение последнего года эта готовность к нервному кашлю используется мальчиком тогда, когда после каникул ему необходимо вернуться в школу. Психотерапия дала положительные результаты.
Как видно из всего сказанного, для лечения невроза с вегетативно-соматическими расстройствами требуется большая санитарно-просветительная и психотерапевтическая работа с родителями. Необходимо им разъяснить, в чем причина невроза и как должна быть изменена их тактика, чтобы ликвидировать болезненные явления.
При лечении надо принять во внимание, что в основе болезненного состояния лежит механизм патологической условной связи. Поэтому основное внимание должно быть уделено всем тем мероприятиям, которые способствуют торможению патологических связей. С этой целью необходимо создать новые условия жизни ребенка, заинтересовать его занятиями и играми. Большое значение имеет физкультура и лечебная ритмика. В более упорных случаях у детей школьного возраста рекомендуется прибегнуть к гипнозу.
При длительных отказах от еды (с соматическим истощением) у детей старшего возраста показано применение внутримышечных инъекций дезоксикортикостерон-ацетата по одной ампуле 0,5% масляного раствора ежедневно или через день в течение 6—8 дней. В упорных случаях привычной рвоты и «нервного кашля» приходится прибегать к нейроплегическим средствам, уменьшающим возбудимость рвотного центра. Применяя небольшие дозы (от 25 до 50 мг аминазина в сутки), мы достигали ликвидации упорной привычной рвоты у детей школьного возраста.
При так называемом нервном кашле ваготонического характера показаны препараты атропина внутрь в форме экстракта белладонны (или подкожно при сильных приступах).



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »