Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Ночной испуг - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 9
ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ
(Продолжение)
Моносимптоматические неврозы с нарушением сна, двигательными и речевыми расстройствами
В картине моносимптоматических форм невроза расстройства сна всегда занимают видное место. Под влиянием острой или длительной психической травмы у ребенка отмечается бессонница или медленное засыпание. Сон становится тревожным и чутким, появляются устрашающие сновидения, ночные эпизоды в форме приступов испуга и снохождения.

Ночной испуг принадлежит к числу частных моносимптоматических форм невроза у детей, особенно у детей младшего возраста. Под ночным испугом понимают своеобразные просоночные состояния (переходные состояния между сном и бодрствованием). Ребенок, спокойно спавший в течение первой половины ночи, вдруг просыпается, кричит, иногда пытается куда-то бежать, поднимается с кровати с очень испуганным выражением лица. Широко раскрытые глаза выражают состояние страха или ужаса. Иногда по отдельным высказываниям или мимике ребенка можно заключить, что он «видит» что-то страшное. Ребенок не полностью ориентирован в окружающей обстановке, не всегда узнает близких, состояние сознания колеблющееся. Ребенок просыпается, постепенно успокаивается и обычно вновь засыпает. На следующий день амнезия, иногда остаются отрывочные воспоминания о приступе. Ночной испуг нередко сопровождается и сложными автоматизмами, ребенок встает с кровати, ходит по комнате (снохождение).
Причиной ночного испуга чаще всего является психическая травма шокового или субшокового характера (укус собаки, пожар, устрашающие впечатления, скандалы, драки, и др.)· Психогенные факторы приобретают более патогенное значение (в смысле возможности возникновения ночных испугов) в тех случаях, когда они имеют место в ночное время или перед засыпанием. Ночное испуги обычно повторяются в течение более или менее длительного промежутка времени. В высказываниях ребенка иногда удается уловить связь с содержанием травмировавшей его ситуации. Нередко они возникают ночью приблизительно в одно и то же время.
Повторение ночного испуга чаще всего происходит по механизму патологически упрочившейся условной связи. Ниже приводимый случай с достаточной убедительностью иллюстрирует это.

Мальчик 8 лет, младший в семье. Раннее развитие было нормальным. Рос слабым, робким, тихим, застенчивым, боязливым. Пошел в школу 7 лет, учится удовлетворительно. Воспитывался в тяжелой моральной обстановке. Отец — алкоголик, раздражительный, злой человек, часто возвращался домой пьяным, скандалил, кричал. Однажды в 11 часов вечера учинил дома скандал. Мальчик, который в это время спал, проснулся в сильном испуге, очень волновался за мать. С тех пор и течение 2 недель почти каждую ночь ночные страхи. Просыпается приблизительно в 11 часов вечера, кричит, зовет мать, дрожит всем телом, обливается потом, пульс частый. Голос испуганный, иногда не узнает мать. Через 15 минут успокаивается и засыпает. На следующее утро с трудом просыпается, когда его будят. Бывает бледен, кажется очень усталым. О ночном страхе остаются отрывочные воспоминания. Ночные приступы повторяются 1—2 раза в неделю. В тех случаях, когда ночных страхов нет, мальчик также спит неспокойно, говорит во сне. Направлен в санаторий, где в течение месяца приступы не повторялись.

В этом случае первый приступ ночного страха у мальчика возник в связи с ночным скандалом. В дальнейшем приступы ночных страхов повторялись по механизму патологически закрепившейся условной связи — ребенок просыпался всегда в тот же час, когда первый раз случился ночной испуг. При помещении ребенка в спокойную обстановку детского санатория ночные приступы исчезли.
Причиной расстройства сна и ночных эпизодов в форме ночных испугов и снохождения могут быть и ситуационные трудности. Для ребенка, воспитывавшегося без детского коллектива в условиях большой изнеженности, нередко трудной, патогенной ситуацией является поступление в школу или детский сад. У детей с врожденной нервностью появление этих ночных эпизодов иногда принимает затяжной характер.
В следующем клиническом примере причиной ночных страхов и снохождения является волнение в связи с переменой обстановки — поступление девочки в детский сад.

Девочка 7 лет. В раннем детстве страдала спазмофилией и рахитом, в дальнейшем развивалась правильно. Всегда была боязливой, впечатлительной. В 3 года девочка упала со стула, коммоционных явлений не было. После падения девочки мать стала ее чрезмерно оберегать. Девочка стала еще более тревожной и боязливой. Первый ночной испуг возник у нее в 4-летнем возрасте при поступлении в детский сад. Девочка неохотно посещала детский сад, стала подавленной, раздражительной, плохо спала, разговаривала во сне, называла по имени всех детей из детского сада, плакала, звала мать. В последующие ночи появилось снохождение, вставала с постели, ходила по комнате, при окликах просыпалась, была очень испуганной. В течение месяца ночные страхи и снохождение постепенно стали реже и прекратились.

Предрасполагающим фактором в возникновении ночных испугов является состояние астении или соматического недомогания в связи с инфекцией или интоксикацией, причем в дальнейшем ночной испуг может повторяться всякий раз при ухудшении соматического состояния ребенка. Клиническими примерами могут служить два наблюдения А. Ф. Мельниковой.

Мальчик 5 лет. Беременность и роды у матери без отклонений В раннем возрасте развивался нормально. Перенес корь, часто болел ангинами. Носовое дыхание не затруднено. Миндалины нерезко увеличены, отоларингологи поставили диагноз хронического тонзиллита. Со стороны неврологического статуса органических симптомов нет. По словам матери, 3 года назад мальчику во время какого-то заболевания во сне сделали инъекцию пенициллина. Ребенок проснулся, очень испугался и громко заплакал. С тех пор по ночам при всяком заболевании с повышением температуры мальчик вскакивает (причем во время не только ночного сна, но и дневного) и кричит: «ой, мама, ой, мамочка, миленькая». При этом он весь мокрый от пота, лицо гиперемировано, глаза широко открыты, взгляд остановившийся, не узнает мать, кашляет; отмечаются рвотные движения.
Девочка 5 лет. Беременность и роды у матери без особенностей. Раннее развитие нормальное. Из инфекций перенесла корь, пневмонию. В детском саду девочка считалась очень робкой, боязливой, застенчивой. В 4 года появилось заикание, как будто без всякой внешней причины.
Летом 1956 г. девочка болела гриппом, во время высокой температуры она вскакивала с «выражением страха на лице кричала: «мама, везде мусор, ой, грязь, мусор!». По окончании заболевания гриппом все эти явления прошли, но в дальнейшем при повышении температуры (сезонный катар, катар верхних дыхательных путей) ночные испуги повторялись. Однако и при отсутствии повышенной температуры, в состоянии полного здоровья, она по нескольку раз в месяц (4—-8 раз) тоже вскакивала во сне и с испуганным выражением лица кричала «мама». На следующее утро о ночном эпизоде ничего не помнила.
Затяжной характер течения ночных эпизодов в данном случае находит свое объяснение в преморбидных особенностях девочки (врожденная нервность). Патогенное значение имеет и перенесенный грипп.

В тех случаях, когда ночной испуг возникает во время инфекции, его клиническая картина отличается большой однотипностью и более строгой периодичностью возникновения, наличием полной амнезии. Такой «органический» характер клинических проявлений ночного испуга особенно часто наблюдается у детей, перенесших черепно-мозговую травму, и дает основание предположить наличие остаточных явлений патологического процесса в нервной системе (в форме сосудистых или ликвородинамических расстройств).
В начальном периоде эпилепсии также нередко наблюдаются периодически повторяющиеся ночные страхи и снохождение с однотипной клинической картиной. В отдельных случаях отграничение такого рода моносимптоматического невроза в форме ночного испуга или снохождения может представить некоторые затруднения. Эти затруднения возрастают в тех случаях, когда ночные эпизоды протекают с однотипной клинической картиной и более грубо помраченным сознанием с последующей полной амнезией, что может вызвать подозрение относительно эпилепсии.
Однако диагноз эпилепсии, поставленный на основании одного лишь болезненного проявления (ночное снохождение), никогда не может считаться достоверным. Необходимо учесть особенности клинической картины в целом. Иллюстрацией сказанного может служить следующая история болезни.

Девочка 11 лет. Отец страдал хроническим алкоголизмом, 10 лет назад оставил семью. Мать в детстве страдала снохождением. Тетка со стороны матери 24 лет скоропостижно умерла во время судорожного припадка; такие припадки  бывали у нее в течение последних двух лет жизни. Дядя матери страдал снохождением.
Беременность девочкой, роды и ее раннее развитие без отклонений. На 3-м году жизни перенесла легкую пневмонию, на 4-м поду повторно пневмонию в тяжелой форме. Росла веселой, подвижной, общительной, ласковой, смелой. Учится средне, на уроках не всегда внимательна и усидчива, тяжело переживает плохие отметки, плачет. В текущем году училась в 4-м классе.
Два года назад при возвращении из школы через лес была напугана мальчиками, которые надели шубы мехом наверх и выползли из-за кустов. Спутницы девочки с криком «волки» убежали; она же от страха села на землю, дрожала, была приведена домой подругами. В первую же ночь в страхе вскочила, ходила по комнате. С этого времени каждую ночь отмечалось снохождение. Через 3  месяца переехала к матери в Москву, снохождения стали реже, бывают большей частью после какого-нибудь волнения днем. Однажды во время снохождения зашла в комнату соседки. После занятий в школе отмечаются головные боли, усталость, побледнение.
Со стороны внутренних органов отклонений нет. Щитовидная железа диффузно увеличена, эластична. Реакция зрачков на свет удовлетворительная. Конвергенция неполная. Асимметрический оскал зубов. Патологических рефлексов нет, глазное дно нормально. Сон не нарушен.
Психическое состояние: живая мимика, достаточный запас слов, интеллектуально полноценна, интересуется чтением, выразительно читает стихи. Доступна, доверчива, настроение устойчивое, бодрое; в хорошем контакте с окружающими, нетребовательна, серьезно относится к школьным занятиям. Помнит, что 2 года назад «мальчишки напугали», что она от страха упала, была приведена домой девочками. В настоящее время страхи отрицает, о пережитом испуге говорит спокойно, знает только со слов матери, что ночью вскакивает, сама не помнит об этом, утром встает отдохнувшая.

Однотипность клинической картины снохождения и последующая амнезия дали основание заподозрить эпилептическую природу страдания. В пользу этого диагноза были данные семейного анамнеза (отягощение эпилепсией). Однако эти подозрения не подтвердились при наблюдении за девочкой в клинике. Не было других проявлений эпилептического страдания. Было предложено дальнейшее динамическое наблюдение и лечение в условиях психоневрологического диспансера.

Как видно из приведенного примера в диагностически трудных случаях решающую роль играют не только особенности клинических проявлений данного синдрома, но и вся клиническая картина болезни в целом. Для установления диагноза имеет значение и анамнез (наличие в анамнезе психической травмы). Надо принять во внимание предрасполагающие факторы — неудобное положение в кровати, затрудняющее кровообращение и дыхание ребенка, наличие носовых разращений, увеличенные миндалины и др. Необходимо учесть также индивидуальные особенности ребенка, тип его нервной деятельности. Более предрасположены к ночному испугу дети слабого нервного типа, у которых чаще встречаются различные формы расстройства сна.
Возбудимые дети, характеризующиеся повышенной впечатлительностью, также обнаруживают наклонность к дневным и ночным страхам.
Для предупреждения ночного испуга необходимо устранять болезненные состояния, затрудняющие дыхание ребенка. Особенно большое значение имеет правильное воспитание ребенка.
Большую роль в возникновении ночного испуга играют устрашающие рассказы и сказки перед сном. После этих впечатлений ребенок укладывается спать в тяжелом настроении, неспокойный, в ожидании чего-то страшного, и естественно, что в таком состоянии наклонность к возникновению ночных страхов у него повышается. Как суровое воспитание (наказания), так и чрезмерное внимание и заботы, постоянные разговоры о ночных страхах тормозят лечение уже развившегося невроза страха. Во время лечения важен правильней режим с точным чередованием часов занятий и отдыха и устранением всех впечатлений, возбуждающих ребенка (телевизор, кино). Лечебные мероприятия должны быть направлены прежде всего на упорядочение и углубление ночного сна путем назначения снотворных средств (бромистые препараты, люминал за полчаса до сна). С этой целью применяется и гидротерапия, ванны перед сном, по утрам обтирание всего тела водой комнатной температуры. Детям старшего возраста иногда показана гипнотерапия.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »