Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Расстройства речи - психогенные реакции - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

В клинической картине моносимптоматических форм невроза расстройство речи занимает очень видное место. Это вполне понятно, если учесть, что наиболее молодая в эволюционном отношении функция речи является и наиболее хрупкой. Под влиянием любого резкого раздражителя ребенок прежде всего теряет функцию речи. В картине психических шоковых реакций мутизм, афония, заикание наблюдаются очень часто (см. лекцию2). Элективный мутизм наблюдается и при других психогенных реакциях у детей младшего возраста.

Из отдельных форм невротических реакций с расстройством речи — так называемых логоневрозов — наибольшее значение приобретает заикание. Эта форма встречается наиболее часто и принимает наиболее длительное, затяжное течение. В основе заикания, являющегося особой формой функционального расстройства речи, лежит судорога мышц речевого аппарата. Наряду с судорогами речевых мышц иногда отмечаются и судороги других мышечных групп. Такие сопутствующие и вспомогательные движения чаще возникают в затяжных случаях, когда не проводилось своевременного лечения; они наблюдаются и у больных, страдающих заиканием и пытающихся компенсировать свой дефект.
Начало заикания может быть острым, чаще под влиянием внезапной психической травмы, и более медленным при длительной психической травматизации. Острое начало чаще отмечается у детей, ослабленных под влиянием перенесенных инфекций и травм. При постепенном развитии заикания ведущую причину труднее определить. В этих случаях имеются длительная психическая травматизация, дефекты воспитания, перегрузка различными впечатлениями. У таких детей часто наблюдаются чрезмерно быстрое умственное развитие, не соответствующее возрасту, и легко наступает перенапряжение нервных процессов. Эти дети очень рано начинают читать, знают на память много стихов, обычно быстро говорят, и под влиянием такой перегрузки впечатлениями может возникнуть заикание.

Мальчик 2 лет 3 месяцев (история болезни А. С. Ремизовой). Происходит из здоровой семьи, развитие правильное, отмечались явления рахита. На 2-м году жизни упал, после чего перестал на короткий срок ходить (явлений коммоции не наблюдалось). Умственно очень быстро развивался, с 2 лет говорит на память сложные стихи; живет среди взрослых людей, которые уделяют мальчику большое внимание. По характеру впечатлительный и легко возбудимый, пугливый. Питание понижено. С 2 лет стал постепенно растягивать в речи гласные буквы и добавлять букву «а» перед каждым словом. Одновременно стал позже засыпать, днем стал более молчаливым, обидчивым. В этом состоянии ребенка вечером повели в гости. Окружающие взрослые уделяли ему много внимания. Со следующего дня появилась клоническая форма заикания.

Клиническая картина заикания разнообразна, но имеет ряд типичных черт. Заикание может быть тоническим или клоническим, чаще отмечается смешанная клонико-тоническая форма. Наряду с основным синдромом заикания у детей наблюдается и ряд общих нарушений со стороны психики. Дети обычно легко возбудимы, неустойчивы, многие из них впечатлительны, пугливы, раздражительны. Отмечается наклонность к страхам. У детей более старшего возраста особенно часто наблюдается страх речи. В клинической картине этих детей часто трудно отграничить, что представляет собой проявление преморбидной врожденной нервности и что можно  отнести за счет длительного заикания. Длительное напряжение, связанное с тяжелым заиканием, приводит ко вторичным невротическим проявлениям. Дети становятся более угрюмыми, озлобленными, пугливыми, не уверенными в себе. У некоторых появляется раздражительность, наклонность к аффективным взрывам. Тяжелые формы заикания мешают детям приспособиться к жизни в коллективе, они становятся более замкнутыми.
Наряду с изменением со стороны психики у этих детей отмечается и ряд вегетативно-соматических расстройств, нарушение аппетита и сна.

В. С. Кочергина описывает две группы детей, страдающих заиканием. У детей первой группы заикание развивается на фоне резидуальной церебральной недостаточности. Такие дети уже в раннем возрасте отличались особенностями развития речи, моторики и форм поведения. Они позже других детей начинали произносить первые слова, речь их была косноязычной. С раннего возраста у них наблюдалась общая моторная недостаточность. Отмечалась также повышенная возбудимость, раздражительность, эффективность, наклонность к агрессивным реакциям. При врачебном обследовании обнаружены явления гидроцефалии и остаточные неврологические симптомы.
Во вторую труппу включены дети с тяжелыми неврозами, с большим трудом приспособляющиеся к детскому коллективу. В клинической картине детей этой группы отмечаются: страхи, жалобы на головные боли, утомляемость, страх за свое здоровье, иногда навязчивые состояния, наклонность к истерическим реакциям.

Клиническая картина заикания в большей степени зависит и от преморбидных особенностей ребенка; по данным В. С. Кочергиной, наибольшая тяжесть и длительность течения заикания наблюдались у детей с явлениями органического поражения центральной нервной системы и симптомами тяжелой нервности. Данные катамнестического обследования, собранные Н. А. Власовой, показали, что рецидивы заикания также наиболее часты у детей этих двух групп.
Заикание может принять и периодическое течение: после периода хорошего состояния возникают обострения.
Заикание может возникнуть под влиянием различных вредоносных факторов. Нередко оно является одним из последствий черепно-мозговой травмы (сотрясение мозга). Относительно реже заикание наблюдается после инфекции. Заикание может возникнуть в результате подражания в том случае, когда ребенок в период еще не законченного формирования речи живет в семье, где есть заикающиеся взрослые или дети (следует указать, что инстинкт подражания в этом возрасте очень силен).

Однако чаще всего заикание является своеобразной формой моносимптом этического невроза с ведущим синдромом речевых расстройств. Невроз в форме заикания может развиться у любого ребенка под влиянием чрезмерно сильных раздражителей. Однако  в большинстве случаев при тщательном анализе анамнестических данных можно найти указания на те или иные моменты, предрасполагающие к развитию этого логоневроза.
Причиной заикания как моносимптоматической формы невроза могут быть как остро действующие психические травмы, вызывающие испуг, так и длительные, травмирующие психику воздействия, постоянное запугивание ребенка и устрашающие рассказы. В огромном числе случаев большое значение имеет и соматогенный фактор: перенесенная инфекция или черепно-мозговая травма снижает функциональную активность коры больших полушарий, и на этом фоне незначительные раздражители психогенного характера могут стать сверхсильными для нервной системы ребенка. Важным моментом, способствующим развитию заикания, является косноязычие ребенка.
К предрасполагающим факторам относятся также состояния повышенной впечатлительности, малой выносливости, явления врожденной нервности. Развитие таких детей, заболевающих в дальнейшем логоневрозом, в большинстве случаев правильное: эти дети часто начинают ходить и говорить еще до года, у них достаточный запас слов, но темп речи иногда непомерно быстрый. В поведении этих детей часто можно отметить проявления двигательного беспокойства, ненужную торопливость, повышенную чувствительность ко всему новому, неожиданному, пугливость, легкую тормозимость. В семейном анамнезе этих детей нередко удается установить, что родители (или другие члены семьи) в молодом возрасте страдали заиканием.
К числу факторов, предрасполагающих к развитию заикания, можно отнести и возрастные особенности. Заикание начинается чаще всего в дошкольном периоде, когда у ребенка окончательно формируется сложная система речевого аппарата и потребность общения с окружающими становится более сильной. Всем этим объясняется тот факт, что у детей младшего возраста причиной заикания часто являются очень незначительные психогенные факторы. К числу частых патогенных агентов у детей младшего возраста относится неожиданный раздражитель (сверхсильный для нервной системы данного ребенка) — резкий звук.

Мальчик 3 лет. Происходит из здоровой семьи, развивался нормально. К 2 годам — фразовая речь; общительный, веселый, но очень впечатлительный и пугливый. Стал заикаться после того, как кто-то громко закричал. Мальчик сильно испугался, в течение 3 дней не говорил, потом стал заикаться. Заикание резко выраженное, инспираторно-клоническое, со спазмами губ, напряжением мышц лица, сопутствующими движениями.

На маленьких детей патогенное влияние оказывает также внезапная перемена обстановки (появление незнакомого человека).

У девочки 3 лет заикание началось в возрасте 2 лет после того, как ее поместили в больницу. По выписке из больницы заикание прошло, но вновь возвратилось после испуга (упала с окна); коммоциональных явлений не было.
Мальчик 5 лет. Отец и тетка заикались. Мальчик начал заикаться после того, как сильно испугался другого незнакомого мальчика. С тех пор заикание периодически исчезает; появляется вновь, когда ребенок чем-либо обеспокоен. Мальчик впечатлителен, пуглив, обидчив.
Для впечатлительных детей серьезной психической травмой, обусловливающей заикание, является наказание.
Девочка 4 лет с хорошим умственным развитием, повышенной эмоциональной и двигательной возбудимостью. Заикание началось в возрасте 3 лет после того, как ее наказали ремнем. Девочка после этого долго плакала, сон был беспокойным. Раннее развитие девочки было правильное, ходить и говорить стала к 11 месяцам. В 9-месячном возрасте болела коклюшем.
Причиной заикания может быть также разлука с родными или их смерть.
Девочка 5 лет. Обстановка в семье спокойная. Беременность и роды у матери без отклонений. Развилась быстро, ходить я говорить стала до года. В возрасте 2 лет перенесла полиомиелит. Росла послушной, впечатлительной, легко возбудимой, была обидчива, часто плакала. В семье умерла младшая сестренка. Девочка стала капризной, раздражительной; появилось заикание. Вскоре после этого появились страхи, кажется, что «что-то лежит». Была боязлива, не оставалась одна в комнате. Боялась микробов (сестра умерла от инфекции). Закрывала глаза, чтобы никого не видеть. Постепенно, в течение 2 месяцев, все прошло.
Как видно из приведенных примеров, начало заикания чаще всего относится к дошкольному возрасту. В отдельных случаях заикание начинается и раньше, в двухлетнем возрасте. Если заикание возникает в подростковом или юношеском возрасте, то оно обычно является не первично возникшей формой, а обострением или рецидивом дефекта, бывшего в дошкольном возрасте.
Течение данной формы моносимптоматического невроза в значительной степени зависит от своевременности лечения и от влияния окружающей ребенка среды и условий воспитания. Необходимо бороться с неправильными и ошибочными мероприятиями родителей в отношении заикающихся детей. В связи с чрезмерным вниманием, которое родители уделяют самому моменту заикания, у ребенка возникают новые отрицательные эмоции, еще более нарушающие координацию речевых движений. Неправильное поведение родителей влияет и на ребенка: он становится более робким, стеснительным, менее общительным.
Ухудшение заикания часто имеет место в школьном периоде, при поступлении в школу в связи с тем, что в этом возрасте к речевой деятельности предъявляются более высокие требования. Большое значение в возникновении гнетущего аффекта у ребенка имеют и насмешки товарищей, и постоянное волнение, что он не сможет ответить уроки. В связи с этим; может возникнуть и вторая невротическая реакция — страх речи. Эта реакция усиливается в юношеском возрасте, в период полового развития.
В то же время в юношеском возрасте заикающиеся легче находят пути излечения в форме различных приемов, которыми они пользуются, чтобы скрыть свое заикание. По мере того как страдающие заиканием привыкают пользоваться этими приемами, они постепенно могут освобождаться от судорожных вспомогательных и сопутствующих движений.
Η. П. Тяпугин приводит статистические данные, относящиеся к 80-м годам прошлого столетия, охватившие около 30 000 заикающихся; половина из них в возрасте 20—21 года без всякого специального лечения полностью излечилась от своего недуга. Это можно объяснить и тем, что нервно-психическая сфера заикающегося в связи с созреванием организма и возмужалостью становится более устойчивой.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »