Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Лечение заикания - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лечение заикания у ребенка должно начинаться возможно раньше, так как заикающаяся речь может закрепляться по механизму патологических условных связей (как известно, у детей с невротическими явлениями патологические условные связи угашаются с большим трудом). В первое время основным лечебным мероприятием должен быть полный покой, а иногда и постельный режим. Чтобы предоставить ребенку полный отдых и не заставлять его говорить, не следует давать ему каких-либо речевых заданий, надо ограничить его общение с другими детьми, исключить шумные игры. Важно также отменить всякие развлечения, требующие напряжения нервной системы ребенка. Учитывая, что некоторые дети болезненно реагируют на патологию своей речи, не следует в их присутствии говорить об этом. Очень важно, чтобы взрослые в присутствии ребенка говорили медленно, четко и спокойно.
Если мероприятия не дали лечебного эффекта, необходимо приступить к систематическим логопедическим занятиям. Для детей дошкольного возраста эти занятия должны строиться на игровом материале. С детьми более старшего возраста проводятся беседы в замедленном темпе, рассказывают им сказки, которые потом дети повторяют за взрослыми. Детям предлагается говорить отдельные фразы, стихотворения, называть изображения на картинках.
Лечение заикания является всегда комплексным и направлено не только на устранение неправильного произношения слов и выработку навыков правильной речи, но и на перевоспитание всей личности больного, устранение патологических условных связей и выработку новых условных рефлексов, нормализующих речь.
Ю. А. Флоренской были предложены для лечения заикания специальные групповые занятия, продолжающиеся 2—3 месяца. На этих занятиях устанавливаются индивидуальные речевые особенности каждого из больных, после чего объясняется основная установка речевой ортопедии — техника слитной и медленной речи, которая смягчает судорожность. Предпосылкой медленного темпа автор считает «режим молчания», который рекомендуется больным в течение всей первой декады. Со 2-й недели начинается освоение медленного темпа речи путем громкого чтения. Постепенно начинает вводиться самостоятельная речь.
Η. П. Тяпугин также кладет в основу лечения заикания активирующую психотерапию для перевоспитания заикающегося, выработки у него спокойного, уверенного поведения и устранения болезненного страха речи. Он рекомендует групповые занятия, когда заикающиеся попадают в среду, где у них нет повода стесняться своего недостатка. Это позволяет им быть более уверенными в своей речи и облегчает ее. Так же как и Ю. А. Флоренская, он считает основным способом обучения заикающихся медленную, плавную и слитную речь.
Е. Ф. Рау рекомендует установить специальный речевой режим в семье, где имеется заикающийся ребенок. Члены семьи должны следить за тем, чтобы их речь была неторопливой, плавной и внятной. В занятиях взрослых с заикающимся ребенком Е. Ф. Рау выделяет три периода. В первом периоде взрослый приучает ребенка произносить одновременно с ним отдельные слова и маленькие фразы; затем ребенок должен повторять произнесенное взрослым слово или предложение, как эхо («отраженно»). Во втором периоде проводится упражнение в составлении рассказов по картинкам, в вопросах и ответах, в беседе на различные темы. В третьем периоде ведутся указанные выше речевые занятия с целью закрепления приобретенных навыков плавной речи.
В. А. Гринер применяла для исправления заикания и других речевых нарушений особую форму лечебной ритмики,— логопедическую ритмику. Автор справедливо указывает, что в дошкольном возрасте, когда выработка спокойной и плавной речи затруднена, музыкальное воспитание приобретает чрезвычайно большое значение. Легкость, с которой ребенок воспринимает музыку, облегчает задачу оздоровления речи. Преимущество лечебной ритмики автор видит в том, что путем музыкального ритма легче растормозить перенапряженный мышечный тонус многих детей, страдающих заиканием.
Из медикаментов рекомендуется раствор хлористого кальция и бромиды в малых дозах, общеукрепляющая и витаминная терапия.
Для борьбы с заиканием у детей требуется правильная организация логопедической помощи. Заикание детей преддошкольного и дошкольного возраста следует лечить в группах при детских поликлиниках и в отделениях диспансеров. Важно также создавать специальные логопедические площадки и стационары. Занятия проводятся ежедневно или через день по одному часу. В детских амбулаторных группах и на логопедических площадках работа с детьми проводится логопедом в тесном контакте с врачом-психоневрологом.
Для школьников имеются логопедические пункты в школе. В этих условиях лечение не отрывает детей от школьных занятий. В особо трудных случаях логопедическая помощь оказывается в специальных логопедических стационарах и кабинетах при детских психоневрологических диспансерах.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »