Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Функциональные тики - психогенные реакции - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

К функциональным тикам относят непроизвольные движения в отдельных группах мышц, по своей картине напоминающие защитную реакцию, направленную на освобождение от 'неприятных ощущений экстеро- или проприоцептивного характера (мигательные движения, имеющие целью освободиться от яркого света, от соринки в глазу, движения шеи как реакция на тесный воротник, движения головой как отрицательный ответ и др.). Иногда дети жалуются, что им «что-то мешает». Однако не всегда удается, доказать защитный характер тикозного движения. Функциональные тики, возникающие после психической травмы, часто носят иной характер.
По своей локализации наиболее частыми являются тики в различных мышцах лица. Наряду с тиками мышц лица наблюдаются и тики мышц конечностей, а также различные респираторные тики: покашливание, кряхтение, придыхание.
Начало тиков относится к дошкольному или младшему школьному возрасту. Единичные случаи наблюдались и в возрасте 2—3 лет (Т. П. Симеон и Μ. М. Модель). У мальчиков тики наблюдаются чаще, чем у девочек [Цаусмер (Zausmer), Лайон (Lyon)]. Наиболее часто тики возникают в переходные возрастные периоды: в возрасте 7—8 лет и в пубертатном периоде.
Причины функциональных тиков многообразны. А. Ф. Фурманов, изучавший функциональные тики у детей (детская клиника и диспансер Психоневрологического института в Харькове), на основании 120 клинических наблюдений описывает следующие патогенные факторы и механизмы.

1 Подражание (15,6%). Ребенок подражает тикам взрослого или товарища, и подражательные действия постепенно становятся привычными.

Мальчик 10 лет. Подергивания впервые появились у больного в возрасте 8 лет, когда он очень увлекался кроликами; его особенно развлекали движения, которые кролики производят носом. Он подражал этому движению и неоднократно производил его перед зеркалом. Когда родители обратили на это внимание и стали бранить мальчика, он уже не мог преодолеть этого движения носом, оно стало для него привычным. Мальчик тяжело переживал свою патологическую привычку, плакал, боялся насмешек товарищей. Был направлен в психоневрологический детский кабинет для лечения. После 10 сеансов психотерапии (внушением) тик был ликвидирован.

2 Закрепление реакции, имевшей ранее защитный характер (37,6%).
У мальчика 9 лет тик появился после того, как он носил блузу с узким воротником. Причинный момент был устранен, но движения не прекратились.
Иногда тик в форме мигания впервые возникает в связи с напряженным рассматриванием картин в телевизоре. Такие причины происхождения тика наиболее часты у детей психастенического склада либо у детей, внушаемых, не по возрасту инфантильных и интеллектуально отсталых.

3 Острая психическая травма (17%) (испугала собака, напали хулиганы, пожар и др.). В этих случаях характер тика часто отображает то защитное движение, к которому прибегнул ребенок в момент психической травмы (откидывание головы, поднимание руки и др.).
Мальчик 10 лет. Тикозные подергивания мышцы лица появились в возрасте 10 лет после того, как больной был избит хулиганами. Наряду с различными сомато-вегетативными расстройствами (нарушение сна, ухудшение аппетита, плаксивость) у мальчика появилось учащенное мигание. В последующем к мигательному тику присоединились подергивания правого угла рта и крыла носа.
Мальчик 5 лет. В возрасте 4 лет был сильно напуган сорвавшейся с цепи сторожевой собакой. У него появились тики лица, головы и рук (мигание, отбрасывание головы, выбрасывание рук вперед); тогда же мальчик стал заикаться.

4 Длительная психическая травматизация в связи с конфликтными переживаниями (29,8%).
Мальчик 9 лет очень тяжело переживал свою неуспеваемость в школе. Однажды учительница сделала в особо резкой форме замечание мальчику за то, что он забыл дома тетрадь. На следующий день у него появились частые тикозные подергивания головы.
В подобных случаях предрасполагающим моментом является неправильное воспитание. Тики нередко наблюдаются у избалованных, эгоистичных детей, желающих всегда быть на первом месте, требующих исполнения своих желаний и особого внимания со стороны родных. При неисполнении желания тикозные подергивания у них усиливаются.
В небольшой части случаев можно установить врожденное унаследованное предрасположение к возникновению тиков. Среди родственников детей, страдающих тиком, нередко наблюдаются тикозные подергивания.

Мальчик 11 лет. Отец — неуравновешенный человек, вспыльчивый, несдержанный. Мать легко возбудимая, заикается, страдает тиками. Дед и дядя со стороны матери также страдали заиканием. Мать на V месяце беременности упала, после чего появилось кровотечение. Рады были затяжные, ребенок долго стоял в родовых путях, родился с большой головой. Физическое развитие своевременное. Был беспокойным, плохо спал. Перенес ветряную оспу, коклюш, корь. Инфекции протекали легко и без осложнений. В школу поступил 7 лет, учится хорошо. Начало появления тика в виде частого моргания связывается с ослеплением прожектором; «посмотрел на прожектор и начал часто моргать».

Со стороны нервной системы органических симптомов нет. Речь быстрая, заикается. По самому ничтожному поводу возбуждается, плачет. Интеллект нормальный, мальчик любознателен. Настроение крайне лабильное, очень подвижен, неустойчив. Жалуется на головные боли. Была сделана спинномозговая пункция. Жидкость вытекала частыми каплями. Состав жидкости без отклонений.
После проведенного лечения (хвойные ванны, внутривенные вливания 10% раствора хлористого кальция) состояние мальчика улучшилось, он стал спокойнее, ровнее, но моргание не исчезло совсем. Через год поступил вторично с темн же явлениями (повышенная возбудимость и тикозные подергивания).

Такое неблагоприятное течение «тикозной болезни» нередко наблюдается у детей с врожденным предрасположением к тикам. Наряду с тикозными гиперкинезами у этих детей нередко отмечаются и навязчивые движения в форме защитных ритуалов (см. лекцию 7).
Преморбидные особенности детей, заболевших тиком, изучались различными авторами [Гомбургер, Цаусмер, Ниссен (Nissen)]. А. М. Фурмановым в 27% всех наблюдений были отмечены психастенические черты характера. С самого раннего детства эти дети отличались боязливостью и мнительностью; тики у них возникали незаметно, исподволь. Раз возникнув, тикозные движения у этих детей носили стойкий характер и плохо уступали лечебным мероприятиям. Наряду с тиками у них нередко наблюдались и навязчивые страхи. По отзывам родителей и педагогов, эти дети отличались нерешительностью, робостью, отсутствием инициативы и самостоятельности. О связи болезни тиков с неврозом навязчивости пишут и Боллеа (Bollea), и Страцери (Strazzeri).
Среди детей, страдавших тиком, имелись и возбудимые дети, обнаруживавшие с раннего детства повышенное двигательное беспокойство, раздражительность, капризность, упрямство. Двигательная сфера этих детей характеризуется неравномерностью темпа и ритма движений, суетливостью, наличием синкинезий. В связи с резким двигательным беспокойством у этих детей часто трудно установить точную дату начала тиков. Картина тика у них более многообразна и более изменчива. Тикозные подергивания захватывают то одну, то другую группу мышц. Особенно предрасположены к тику дети, не по возрасту инфантильные, внушаемые, эгоцентричные, несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию. Возникновение тиков у них часто связано с подражанием. Эти дети иногда используют легкость возникновения тика для реализации своих капризов.
Среди патогенных факторов, предшествующих появлению тиков, большое значение приобретают инфекции: грипп, коклюш, пневмония, ревматизм и др. (А. Ф. Мельникова). Нередко перенесенные инфекции создают только предрасположение к возникновению психогенных тиков.

В подобных случаях дифференциальный диагноз между функциональными и органическими тиками представляется очень трудным. Диагноз устанавливается главным образом на основании данных клинической картины в целом.
Некоторое диагностическое значение имеют и особенности тикозных движений. Тики, обусловленные органическими мозговыми заболеваниями, характеризуются большим однообразием и элементарностью. Они носят более локальный характер, ограничиваются только определенной группой мышц. Функциональные тики напоминают часто защитные движения. Некоторые авторы отмечали, что органические тики часто повторяются в определенном ритме.
С. Н. Давиденков описывает следующие особенности тика у больных эпидемическим энцефалитом: тик отличается большой стойкостью и постоянством, поражает отдельные мышцы или группу мышц, всегда функционально единую. Иногда бывает гиперкинез нескольких мышечных групп, но тогда каждый из них имеет свой ритм. Тикозные движения при эпидемическом энцефалите отличаются от функциональных тиков излюбленной локализацией: они чаще захватывают нижнюю ветвь лицевого нерва, очень часто в сочетании с диафрагмой и дыхательными мышцами, тогда как функциональные тики чаще локализуются в верхней ветви лицевого нерва. Тики при эпидемическом энцефалите не имеют прогредиентного течения, они исчезают.
Течение функциональных тиков обычно длительное. Па катамнестическим данным, полученным А. М. Фурмановым, исход тиков представляется следующим образом: выздоровление— в 30%, улучшение — в 36%, без изменений — в 24%, ухудшение — в 10%. Течение может быть регредиентным, стационарным, рецидивирующим и прогрессирующим. Преобладающим при тике является регрессирующий и рецидивирующий тип течения. У детей, страдающих тиками, чаще, чем у здоровых, наблюдается одновременно энурез и заикание.
Теоретическим фундаментом для разрешения вопроса а патофизиологических механизмах тика является учение И. П. Павлова об условных рефлексах, о патологических инертных пунктах в коре больших полушарий. Возникновение тика может быть правильно понято как патологическая условная связь, прочно закрепившаяся в связи с наличием патологической инертности раздражительного процесса. Первичным патогенным агентом может служить какое-то раздражение интеро- или проприоцептивного характера, сопровождающееся неприятным чувством. Движение, возникающее, как ответная реакция на раздражение, становится привычным по механизму патологической условной связи.
Е. А. Попов относит функциональные тики к группе фиксационных неврозов. Эти движения первоначально возникают в качестве вполне адекватных реакций на известное раздражение. Раздражение исчезает, но вызванное им движение остается. Этот рефлекс делается чрезвычайно прочным вследствие патологической инертности процесса возбуждения в соответствующих участках головного мозга.

И. Г. Иванов-Смоленский писал о том, что ряд невротических симптомов с характером тикообразных реакций представляет собой патологические формы условных рефлексов.
Лечение тика у детей часто представляет собой трудную задачу, требуя комплекса различных мероприятий и большой индивидуализации. Лечебные мероприятия прежде всего направлены на снижение возбудимости корковых и подкорковых клеток. С этой целью назначается люминал, кальций, препараты брома. Кальций в форме хлористого кальция назначается либо внутрь (5—10%), либо в виде внутривенных вливаний (10% раствора по 5—6 мл). Одновременно с медикаментозной терапией должна применяться и гидротерапия (теплые процедуры, ванны, души) и электротерапия (гальванический воротник с кальцием). Хорошо действует местная дарсонвализация на область соответствующих мышц (данные А. Ф. Мельниковой).
Большое значение имеет трудовая терапия. Занятия с ребенком должны отличаться большой эмоциональной насыщенностью, что способствует возникновению так называемых конкурирующих очагов возбуждения в коре больших полушарий. При явлениях астении очень важно назначать общеукрепляющую терапию, препараты стрихнина, тканевую терапию по Филатову и др. При резко выраженном астеническом состоянии показано лечение условнорефлекторным сном.
У детей старшего возраста (после 8 лет) большое значение приобретает психотерапия в форме гипноза, внушения наяву и рациональная психотерапия. Последняя ставит своей задачей заинтересовать ребенка, дать ему новые интересы и трудовые установки, отвлекающие его от конфликтных переживаний.
При лечении тика у детей применяются также специальные упражнения перед зеркалом. Во время этих упражнений ребенок должен привыкнуть тормозить те или другие движения. Мейге и Фейндель (Meige, Feindel) предложили особую лечебную гимнастику. Гимнастические упражнения пораженных тиком мышц делаются обычно перед зеркалом, что приучает ребенка к активному вниманию. Эти движения больной должен: производить медленно, начиная и прекращая их по команде. Очень важны лечебная ритмика и общая физкультура, организующие двигательную сферу ребенка в целом; они способствуют торможению патологических движений.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »