Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Активные реакции протеста - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Активные реакции протеста наблюдаются у детей сравнительно чаще, чем пассивный протест, и клинические проявления этих реакций значительно разнообразнее. К наиболее частым из них относятся эксплозивные реакции с гневными вспышками и агрессивными актами в отношении окружающих. Эти реакции обычно начинаются остро в связи с неудовлетворением какого-нибудь требования или обидой. На высоте такой вспышки ребенок кричит, падает на пол, стучит ногами, царапается, дерется. У маленьких детей реакция протеста проявляется в аффективных респираторных судорогах.
Дети старшего возраста и подростки во время эксплозивной гневной вспышки могут совершать агрессивные акты, разбивают все, что находится в их поле зрения, наносят повреждения тем, кого они считают своим обидчиком.
В некоторых случаях психогенная реакция протеста развивается более медленно. Эмоциональное напряжение нарастает постепенно, долгое время протест против окружающего находится как бы в «латентном состоянии». Разрядка этого напряжения проявляется лишь в отдельных разрушительных действиях против обидчика.
Эти разрушительные действия — частые клинические проявления активной реакции протеста у детей. У детей младшего возраста разрушительные акты чаще всего выражаются в том, что они разрезают вещи своего обидчика на маленькие кусочки или выбрасывают за окно нужные ему вещи.
Примером может служить следующая история болезни.

Мальчик 8 лет. До развода родителей не было каких-либо трудностей в воспитательном отношении. На уход из семьи отца не отмечалось патологической реакции. Когда через 3 года мать вышла замуж вторично, мальчик не проявил к отчиму никакого интереса, хотя последний относился к нему хорошо. Через несколько месяцев после вторичного замужества матери стали замечать, что в доме пропадают некоторые вещи. Вскоре обнаружилось, что мальчик выбрасывает их. Он выбросил ложки, вилки, портсигар, зубную щетку. Однажды разрезал на мелкие куски брюки отчима. Вместе с тем изменилось и поведение мальчика: он стал более грубым, непослушным, раздражительным; у него расстроился сон.
Помещение ребенка в клинику довольно быстро изменило его состояние к лучшему. Он сразу освоился с новой обстановкой, заинтересовался играми и занятиями, подчинялся всем требованиям режима, не обнаруживая никаких трудностей в поведении. Решительный, настойчивый, легко раздражается. Любит играть «первую роль» в коллективе.

Самолюбив, обидчив. Психологическое обследование обнаружило хороший интеллект. Со стороны внутренних органов и нервной системы отклонений не отмечается. Лабораторные данные крови, мочи и спинномозговой жидкости без отклонений от нормы.
После длительной психотерапии, имевшей целью примирить мальчика с отчимом, он был выписан из клиники в хорошем состоянии.

В данной истории болезни речь идет о крепком, стеничном, но впечатлительном ребенке, привыкшем к вниманию и ласке матери. Патологическая реакция в данном случае имеет в своей основе конфликт — обида на мать, злоба на отчима, лишившего его внимания матери.
Сравнительно быстрый положительный исход патологической реакции объясняется тем, что здесь речь идет о здоровом ребенке с выраженным интересом к окружающему. В новой для него обстановке (санаторий) его легко было переключить на интересующие его занятия и игры. Однако не всегда исход так благоприятен.
Нередки случаи, когда реактивное состояние принимает затяжной характер, агрессивные акты с разрушительными тенденциями повторяются.
Наиболее типичное клиническое проявление активного протеста — своеобразная форма патологического-агрессивного поведения ребенка. Ребенок становится непослушным, упрямым, капризным, грубым и дерзким в отношении старших. Враждебно относится к ним, старается делать все назло.
Подобные патологические формы поведения нередко возникают у детей, которые впервые узнают о том, что они приемные, что их родители «чужие». Поведение ребенка, который всегда был спокойным, послушным, хорошо относился к своим родителям и пользовался достаточным вниманием и лаской с их стороны, совершенно меняется. Он становится грубым, раздражительным, озлобленным, негативистичным. Все поведение его можно охарактеризовать как «протестующее». У детей старшего возраста формы патологического поведения как реакция протеста более разнообразны. Одни дети в качестве протеста отказываются посещать школу. Мальчик 14 лет умышленно не учил уроки, чтобы получать двойки, и каждый день с торжествующим видом приходил домой, показывая родным дневник. Другие дети убегают из дому, вначале после ссоры с родными, а в дальнейшем уже без всякого повода, третьи — начинают таскать вещи, продают их за бесценок, берут без спросу деньги, тратят их на кино и сладости.

Мальчик Ю., 12 лет, был взят на воспитание с 3-летнего возраста. По сведениям воспитателей, мальчик до 3 лет плохо ходил и почти не говорил. До 3 лет перенес скарлатину, в возрасте 6 лет — полиомиелит в легкой форме. Первое время, после того как мальчика взяли из детского дома, он был вял, молчалив, жаден к еде, долго жевал пищу, прятал продукты под матрац. В период с 5 до 7 лет отмечался упорный онанизм; до 9 лет — изредка ночной энурез.

Настоящее заболевание началось следующим образом. Мальчик впервые узнал, что он приемный сын, в 9-летнем возрасте. Стал раздражительным, капризным, снизилась работоспособность. Однако не хотел верить этому. Заявил родителям, что они его «настоящие» отец и мать, и постепенно успокоился. Через год после этого готовился с воодушевлением к приезду брата (сына приемных родителей). Но, узнав от своих сверстников, что это не его брат, был огорчен, плакал. Снова ухудшилось состояние, стал агрессивен по отношению к брату, делал все ему назло. Изменилось также поведение дома и в школе; стал более грубым, непослушным, начал брать чужие вещи. После того как был в этом уличен,  не пришел домой ночевать. В это же время начал грызть ручки, карандаши, воротнички. Был направлен в школу-санаторий. В санатории поведение было правильное. Отмечалась лишь неусидчивость, двигательное беспокойство, недостаточный интерес к учебе. В беседе с врачом был добродушен, словоохотлив, внушаем, не по возрасту инфантилен. По данным педагога в школе, «внимание неустойчивое, начатую работу часто не доводит до конца. Способности хорошие, быстро решает задачи, хорошо читает и рассказывает прочитанное. На уроках непоседлив, все время вертится, задевает соседей».
После выписки из санатория вел себя лучше, прекратился энурез. Новое ухудшение было связано с неправильным поведением приемного отца в отношении к мальчику. Вновь направлен к психиатру с жалобами, что мальчик агрессивен в отношении своих приемных родителей. Однажды привел на дачный участок своих товарищей, где они потоптали все грядки отца и брата. Бросался камнями, кричал: «я вам все окна перебью». Был направлен в клинику. При поступлении со стороны внутренних органов отклонений от нормы нет. Со стороны нервной системы органических изменений не отмечается. Смущается при беседе о домашней ситуации, особенно когда речь идет об отношениях с братом, неохотно говорит об этом, но проявляет отрицательное отношение к брату. При смущении на лице появляется неадекватная улыбка. Интеллект в пределах нормы. Мышление конкретное. Работоспособность нарушена, в поведении неустойчив, шаловлив, груб с персоналом. Однако воспитательным мероприятием поддается. Постепенно становится спокойнее, исчезает повышенная суетливость, налаживается сон, устойчивее и продуктивнее работает в классе. В поведении остается неустойчивым. Хорошо окреп соматически.

В данном случае очень отчетливо выступает улучшение в поведении мальчика при перемене обстановки. В условиях санатория мальчик не представляет больших трудностей в воспитательном отношении. При возвращении домой через более или менее длительный срок вновь начинается его патологическое поведение. Характерной чертой в этом неправильном поведении является агрессивная установка против приемного отца и брата. Появление новых, не свойственных ранее черт характера — повышенная раздражительность, озлобленность против определенных лиц, стремление делать им все назло, разрушительные тенденции — все эти признаки типичны для данного клинического варианта реактивных состояний, для реакции протеста.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »