Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Течение реакции протеста - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Течение этих форм неодинаково в разных случаях. В одних случаях реакция может быть кратковременной и легко обратимой при перемене обстановки, в других — она приобретает затяжной характер. Течение этих форм в значительной степени зависит от поведения приемных родителей. Требуется большой такт, любовное отношение к ребенку и терпение,
чтобы помочь ему изжить состояние конфликта. В большинстве случаев нужно взять ребенка на время из семьи, где для него сложилась трудная жизненная ситуация, и поместить его в лечебно-оздоровительное учреждение с интернатом на больший или меньший срок; кроме того, показана длительная психотерапевтическая работа как с ребенком, так и с родителями.
Такая же реакция протеста наблюдается и в тех случаях, когда причиной затяжного реактивного состояния является семейный разлад (развод родителей, появление отчима или мачехи) Н. И. Озерецкий, Десперт описали влияние разводов родителей на поведение детей. Они справедливо подчеркивают большое патогенное значение такой семейной ситуации для ребенка и подростка. Дети нередко бывают свидетелями ссоры между родителями, а иногда становятся участниками, защищая ту или другую сторону. Более взрослые из них принимают сторону обиженного, слабого и нередко выступают в роли защитников, а иногда и мстителей за попранные права. Ребенок привязан к обоим родителям, он глубоко переживает разрыв между ними, тяжело переносит разлуку с одним из них. Так возникает реактивное состояние, а поскольку ситуация не разрешена, реактивное состояние принимает затяжной характер. Однако клинические проявления и течение этих форм определяются не только ситуацией, степенью ее разрешимости; в значительной мере они зависят от преморбидных особенностей ребенка или подростка. Клиническим примером может служить следующая история болезни.

Девочка 9 лет. Мать убита во время Великой Отечественной войны. По словам родных, она была патологической личностью с повышенной сексуальностью, злоупотребляла алкоголем. Она была оставлена своей матерью в грудном возрасте и воспитывалась отцом.
Раннее развитие девочки без отклонений. Отец был в армии, оставил девочку в возрасте одного года у чужих людей, затем она воспитывалась у бабушки. По словам бабушки, девочка была неусидчивой, грубой, непослушной, в школе не подчинялась режиму. В возрасте 8 лет была взята отцом в его вторую семью. Девочка неохотно рассталась с бабушкой и дедушкой, переживала разлуку с ними, холодно встретила отца. С мачехой внешне подружилась. Поведение девочки было правильным. Но в школе были жалобы на непослушание, повышенную раздражительность, грубость. Вскоре стали замечать, что дома стали пропадать вещи. Как выяснилось в дальнейшем, девочка бросала их в уборную. Однажды мачеха услышала крик ее маленького ребенка. Выяснилось, что девочка будила сонного ребенка, чтобы дать ему сырую воду. В дальнейшем стали следить за поведением девочки. Заметили, что девочка систематически мочится на полу в комнате, подсыпает щелок в пищу ребенка, в детскую присыпку, масло, лекарство. Умышленно оставляла дверь кладовой открытой, чтобы обворовали, бросала ключи в помойку. Все это проделывала ночью. Пищу, оставшуюся на утро, она не ела, а ела только свежеприготовленную пищу. Уличенная во всех поступках, девочка заявила, что все это делает уже давно: «через 2 недели после приезда к папе», что добивается его смерти, чтобы «вернуться к дедушке и бабушке, где хорошо жилось». Девочка была направлена в клинику.
Физическое состояние: несколько диспластична. Внутренние органы в норме. Со стороны нервной системы органических симптомов нет. Реакция Вассермана в крови отрицательная. Спинномозговая жидкость без патологических изменений.
Психическое состояние: первое время пребывания в отделении девочка была спокойна, рассудительна, наблюдательна. Когда речь касалась ее жизни у отца, становилась хмурой, раздражительной, затыкала уши, убегала из кабинета, бросалась на пол, швыряла предметы, была агрессивна в отношении детей. В дальнейшем был длительный период неустойчивого настроения. Временами становилась более грубой, раздражительной. При малейшем ущемлении ее самолюбия отмечались резкие аффективные взрывы. Настойчива, эгоцентрична, любит командовать, при обиде старалась ущипнуть, ударить, отомстить. С родственниками (дядей) на свидании приветлива, ласкова, эмоциональна. Последние месяцы девочка с интересом работает в саду, на огороде, спокойнее говорит о доме, но неохотно — о своем поведении, категорически отказывается ехать к отцу. «Хочет жить у бабушки, в детском доме, только не у папы». Девочка была помещена в детский дом. Жалоб на ее поведение в детском доме не было. В настоящее время заканчивает школу, к отцу не хочет вернуться.

В данном случае речь идет о девочке с патологическими чертами характера — раздражительностью, грубостью. В развитии этих черт характера большое значение имеют и тяжелые жизненные условия, в которых росла девочка. Ее поведение при возвращении в семью отца и мачехи носило грубо патологический характер с выраженными агрессивными актами против отца, мачехи, их маленького ребенка. После пребывания девочки в больнице прошло 7 лет, но девочка до сих пор не изжила конфликтного переживания, отказывается вернуться в семью отца.
У другой девочки с истероидными чертами характера реакция на появление в семье мачехи проявлялась в выраженных истерических припадках.
Реакция приняла настолько длительный характер, что заставила отца разойтись с мачехой.

Девочка 3., 10 лет, жила с отцом, дедушкой и бабушкой, которые ее чрезмерно баловали. Росла капризной, эгоцентричной, требовала к себе особого внимания. После появления в семье мачехи у девочки стали возникать припадки, во время которых она плакала, стучала руками и ногами, рвала на себе и окружающих одежду. В присутствии мачехи эти припадки принимали более бурный характер. Девочка стала раздражительна, плаксива, начала жаловаться на головную боль, требовала, чтобы отец «выгнал» жену, бранила ее.
При поступлении в клинику девочка охотно рассказывает о домашней ситуации, с ненавистью говорит о мачехе, себя старается представить с лучшей стороны. Эгоцентрична, требовательна, от подруг требует полного подчинения, постоянно жалуется на персонал, очень охотно общается с врачами. Речь «взрослая», большой запас слов. Интеллект полноценный, хорошо занимается в классе. В отделении никаких приступов не было. Выписана в семью отца. Мачеха из семьи ушла.

Из всех приведенных примеров можно сделать вывод, что патологическая реакция на появление в семье мачехи или отчима выражается неодинаково у детей различного склада характера. В первом случае у грубой, раздражительной, настойчивой девочки патологические реакции выражаются в агрессивных актах с разрушительной тенденцией, во втором — у эгоцентричной девочки, требующей постоянного внимания к себе, жаждущей признания,— в той же ситуации возникают истерические припадки. Общим в клинической картине реакции являются признаки враждебной агрессивной установки против своего «обидчика».
Роль индивидуального предрасположения в возникновении реакции протеста в зависимости от личности ребенка и подростка отмечают и другие авторы.
Так, Эйе и Дюблино (Dublineau) при изучении клинических проявлений реакций протеста у психопатических личностей приходят к выводу, что параноический характер (с его эгоцентризмом, повышенной эмотивностью, психической ригидностью, отсутствием податливости уговору, недоверчивостью и ошибочностью мышления) создает очень благоприятную почву для развития реакции протеста. Реакция протеста у этих детей обычно направлена не против своей семьи, а против школы. Паранойяльная личность — это, по мнению указанных авторов, «врожденный протестант». Реакции протеста шизоидов носят совершенно другой характер. Оппозиция в этих случаях носит характер мечтательности, стремления к уединению.
Из клинических примеров видно, что причину возникновения психогенных реакций протеста чаще всего можно найти в трудной для ребенка семейной ситуации (приемные родители, ссоры и развод родителей, появление в семье мачехи или отчима, рождение второго ребенка). Гораздо реже реакция протеста возникает в связи с неудачами в школе.
Однако далеко не все авторы одинаково понимают, в чем сущность этой трудной семейной ситуации, в чем основной механизм возникновения реакции протеста. Представители психоаналитической теории Фрейда, которые считают, что основным фактором развития является половой инстинкт, главную причину возникновения реакции видят в изменении любовных взаимоотношений между матерью и ребенком.
О методологической порочности теории Фрейда, рассматривавшего развитие личности человека только под углом зрения развития инстинктов, было сказано в предыдущих лекциях. Не соответствуют этой теории и клинические факты о причинах реакции протеста у детей. Их нельзя объяснить сексуальными отношениями между матерью и ребенком. Представители современного психоаналитического направления не разделяют фрейдовской теории пансексуализма. Они утверждают, что основную причину реакции протеста у детей следует искать в неправильном воспитании ребенка, которое мешает ему удовлетворить свои инстинктивные потребности. Они придают большое значение недостатку любви и внимания к ребенку.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »