Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Лечение и профилактика реакции протеста - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Несомненно правильно, что одна из основных причин реакции протеста — нарушение семейных взаимоотношений. Недостаток любви и ласки матери оказывает пагубное влияние на развитие ребенка. Однако было бы неправильно считать, что отсутствие любви и внимания является единственным фактором, обусловливающим неправильное поведение ребенка. Совершенно необоснованно неофрейдисты придают решающее значение подсознательным механизмам, их патогенному влиянию на сознание, игнорируя содержание сознания ребенка. Ошибочным в приведенных выше исследованиях о причинах возникновения реакции протеста является и то, что ими не учитываются экономические условия, в которых живет и воспитывается ребенок. Фурст справедливо указывает на то, что представители современной психоаналитической школы хотя и говорят о неврозе у детей как о социальном заболевании, все же по существу основное внимание уделяют инстинктам.
Неправильное понимание причин и механизма возникновения психогенных реакций протеста у детей приводит и к неправильным выводам в отношении лечения и профилактики этих состояний.
Представители психоаналитического направления предлагают как профилактику реакции протеста дать полную свободу ребенку в выявлении его инстинктивных потребностей, ни в чем не ограничивать его желаний. Родители должны приспособиться к детям.
Против этих методов лечения и профилактики реактивных состояний возражает ряд авторов. Так, Эйе резко выступает против таких принципов воспитания, когда ребенку дается полная свобода действия. Для того чтобы способствовать лучшему расцвету способностей ребенка, его успеху во взрослом состоянии, ему должны быть привиты определенные правила поведения. Нельзя оставлять ребенка в неведении норм социальной жизни, так как это обречет его на возможность печальных сюрпризов в будущем. Чтобы избежать реакции протеста, пишет автор, нужно много терпения и осторожности, авторитет, пропитанный любовью и нежностью.
Высказывания Эйе вполне справедливы. Необходимо тренировать у ребенка его способности сдерживать себя и бороться с узкими эгоистическими и эгоцентрическими установками. Поэтому лучшим мероприятием, предупреждающим реакции протеста у детей, является правильное воспитание ребенка в духе товарищества, привитие ему навыков самоограничения, обязательных для жизни в коллективе.
При лечении реакции протеста большое значение приобретает психотерапия. Для выбора путей психотерапевтического воздействия очень важно предварительно выяснить основную причину реакции протеста. Психотерапия в этих  случаях должна проводиться не только с детьми, но и с родителями, которые должны быть осведомлены в отношении причин реакции протеста у ребенка и методов правильного подхода к нему. В тех случаях, когда речь идет о тяжелой семейной ситуации, целесообразно ребенка на время взять из семьи и лечебную работу проводить в условиях психоневрологического стационара. Лечебно-педагогические мероприятия против реакции протеста должны начинаться возможно раньше, иначе она постепенно превращается в устойчивое неправильное поведение и является исходным моментом для формирования патологического характера.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »