Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 11
ПРЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ДЛЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ПСИХОГЕННЫЕ РЕАКЦИИ
(Продолжение)
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
В предыдущих лекциях были рассмотрены различные формы острых и подострых психогенных реакций, которые преимущественно наблюдаются у детей. Не менее значительна роль возрастных особенностей и в тех случаях, когда причиной реактивных состояний являются длительно действующие психогенные факторы. Реактивное состояние в этих случаях возникает исподволь, формируется очень постепенно и при определенных условиях принимает длительный, а иногда и относительно стойкий характер. В детской клинике эта разновидность реактивных состояний с длительным течением также имеет свои особенности как в патогенетическом, так и в клиническом отношении.
В возникновении этой разновидности реактивных состояний наибольшее значение в детской клинике приобретает неблагоприятная семейно-бытовая обстановка.

О большой патогенной значимости неблагоприятной семейной ситуации пишет ряд как отечественных, так и зарубежных авторов. Однако не все они одинаково понимают, в чем сущность этого неблагоприятного влияния на ребенка. В предыдущей лекции было указано, что представители психоаналитического направления, как последователи Фрейда, так и неофрейдисты, видели основную причину во взаимоотношениях матери и ребенка в первые годы жизни. Отсутствие любви и ласки со стороны матери, неудовлетворение биологических потребностей, по мнению этих авторов, являются основными причинами патологической реакции у детей (см. лекцию 10).
Советские врачи и педагоги при разрешении данного вопроса исходят из другой точки зрения. Они не придают основного значения развитию инстинктов и считают, что развитие личности ребенка определяется главным образом его деятельностью и воспитанием в условиях определенной социальной среды. Понятие «социальная среда» трактуется ими по-иному, чем представителями психоаналитической школы. Они учитывают не только взаимоотношения родителей и детей, но и экономические условия, в которых живет семья, и общественное сознание родителей. Неблагоприятное влияние тяжелой семейной ситуации и условий они видят в том, что в такой семье воспитание ребенка либо совершенно отсутствует, либо построено неправильно, ошибочно. В таких условиях формирование характера ребенка идет по неправильному пути, его интересы и склонности не получают должного развития, взаимоотношения с окружающей средой складываются неправильно.

Клинические проявления реакции на длительную тяжелую семейную ситуацию у детей имеют ряд особенностей. В отличие от взрослых здесь относительно реже встречаются сложные невротические образования (истерические, обсессивные, ипохондрические) (см. лекцию 7). Центральное место в клинической картине занимают различные изменения характера.
Клиническое положение этой разновидности психогенных реакций очень неясное. Грани с нормой здесь еще менее резкие, чем при других формах реактивных состояний. В тех случаях, когда изменение характера принимает более резко выраженные формы, они могут быть ошибочно расценены как проявление психопатии.
В отношении этой формы психогенных реактивных состояний нет еще общепринятой номенклатуры. Педагоги называют этих детей трудновоспитуемыми. Предлагают также называть эти формы неправильного формирования характера социопатией. Термин этот неудачен, так как социальный фактор играет большую роль в возникновении различных психических нарушений у человека.
Большинство психиатров применяет в отношении этих длительных реактивных состояний термин «патологическое развитие личности», но и этот термин, хотя и отображает сущность психических нарушений, является чрезмерно широким и неодинаково трактуется разными авторами. Ясперс понимает под этим названием психологически «выводимое», необратимое изменение свойств личности. П. Б. Ганнушкин относит в эту группу психогенные изменения у психопатической личности. В. А. Гиляровский идентифицирует термин «патологическое развитие личности» с психопатией.
Такое смешение понятий — патологическое развитие личности и психопатия — не соответствует клиническим фактам и является вредным для детской практики, так как диагноз «психопатия» у детей должен ставиться с большой осторожностью. Он имеет серьезное значение для дальнейшей судьбы больного.
Недостаточная дифференциация этих форм ведет к необоснованному расширению диагностики психопатий.

Хотя в клинической картине реактивно возникших изменений характера имеются отдельные черты сходства с психопатией, тем не менее сходство здесь только внешнее. В основе психогенно обусловленных изменений характера нет тех болезненных механизмов, которые характеризуют патогенетическую сущность той или другой группы психопатий. Некоторые формы неправильного поведения ребенка, живущего в неблагоприятных условиях, представляют собой лишь особые приспособительные механизмы к тяжелой жизненной ситуации.
Возникновение таких форм поведения Фурст представляет следующим образом: «Пытаясь наилучшим образом совладать со своими трудностями, ребенок почти беспрерывно пробует разные приемы и методы защиты, которые должны уменьшить страдание и дать ему возможность жить и действовать в весьма трудной обстановке. Поскольку это—метод защиты от других людей, в нем можно установить какие-то социальные элементы, обычно в форме агрессивности, обмана, хитростей, попыток избегать людей или задабривать их. В каждом данном случае самый успешный из этих методов становится стабильным элементом поведения».
Однако дети с реактивными изменениями характера отличаются от здоровых детей, так как длительное воздействие неблагоприятных факторов вызывает эмоциональное напряжение и неизбежно истощает нервную систему и нарушает нормальное функционирование всего организма.
Основное различие между реактивно возникшими изменениями характера и психопатией состоит в том, что при психопатии всегда имеется врожденная или рано приобретенная недостаточность нервной системы. При психогенно возникших изменениях характера ребенка нет аномалии развития нервной системы. Отсюда понятно, что отклонения высшей нервной деятельности в этих случаях легче поддаются обратному развитию при изменении условий жизни ребенка.
Клинические варианты психогенно возникших изменений характера очень многообразны и трудно укладываются в определенную схему. Эти трудности группировки вполне понятны, если учесть, что в каждом конкретном случае отклонение в формировании характера зависит не только от разнообразия психогенных, ситуационных факторов, воздействовавших на ребенка, но и от индивидуальных особенностей его личности.
При всем разнообразии индивидуальных особенностей детей и подростков, составляющих эту группу, можно отметить несколько общих характерных моментов: 1) неправильное воспитание ребенка; 2) длительность воздействия неблагоприятной обстановки; 3) наличие известной психологической «понятности».
Изменения характера и поведения ребенка находятся в соответствии с теми условиями, в которых они возникли.

Схематически можно выделить три наиболее часто наблюдаемых типа изменений характера: а) агрессивно-защитный, б) пассивно-защитный, в) «инфантилизированный».



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »