Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Пассивно-защитный тип изменения характера - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Опорными пунктами для дифференциальной диагностики с органической психопатией в таких случаях могут быть следующие данные: 1) отсутствие в анамнезе указаний на перенесенные ребенком в прошлом органические поражения мозга; 2) отсутствие патологических симптомов со стороны нервной системы; 3) относительно быстро наступающее снижение возбудимости и взрывчатости при помещении ребенка в стационар при правильных лечебно-педагогических мероприятиях; 4) сравнительно легко достигаемое восстановление работоспособности, недостаточность которой в таких случаях связана не с церебральной истощаемостью (как у органических психопатов), а с отсутствием навыков к систематической работе; 5) психическая активность, живость  интересов, сохранность памяти, нормальный темп психических процессов. Однако все эти особенности выявляются только тогда, когда ребенок удален из травмирующей обстановки и живет в благоприятных условиях, стимулирующих его развитие.
При такой же конфликтной ситуации у детей астеничных, соматически ослабленных, с пониженным биологическим тонусом отмечается совершенно другой, иногда противоположный тип неправильного формирования характера. В этих случаях имеет место та форма приспособления к условиям существования, которую можно назвать пассивно-защитным типом поведения. Иногда такое поведение развивается у ребенка, живущего в недружной, конфликтной семье, где вместо заботы и внимания он встречает лишь упреки и наказания. При этом малая стеничность не позволяет ему активно отстаивать интересы, и поэтому ребенку приходится пассивно приспосабливаться к реальной ситуации. В других случаях такое же поведение формируется в условиях семьи, внешне благополучной, но с суровым, деспотическим укладом, при котором наказания (нередко и физические) являются основным методом воспитания. В таких условиях вырастают «забитые дети» — робкие, трусливые, пугливые, слезливые, внушаемые. Атмосфера страха, боязни наказаний, в которой они живут, создает настороженность, недоверчивое отношение к окружающим, неуверенность в собственных силах. В школе они иногда производят впечатление несообразительных, даже умственно отсталых, тогда как в действительности их плохие ответы обусловлены робостью, боязнью неудачи и последующего наказания со стороны родителей. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек, избегают участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью.
Близкую к этому типу клиническую картину Н. И. Озерецкий описывает под названием «псевдоневрастении», рассматривая ее как психогенную реакцию, возникшую в ответ на непосильные требования, предъявляемые к ребенку. Однако длительно травмирующие ребенка условия не только создают преходящую реакцию, но формируют и более или менее устойчивые особенности характера.
В иных случаях в поведении «забитого» ребенка доминирует «реакция покорности», пассивное подчинение всем требованиям и приказаниям, безволие и слабость. Такой вариант бывает нелегко отграничить от астенического состояния ребенка с врожденной нервностью. Дифференциально-диагностическими признаками могут служить: 1) отсутствие со стороны вегетативной нервной системы расстройств, характерных для данной болезненной формы; 2) отсутствие повышенной истощаемости нервной системы (последнее обнаруживается обычно, когда удается удалить детей из травмирующей обстановки); 3) сравнительно быстрое повышение работоспособности и общего тонуса после помещения ребенка в хорошие условия.
Более сложные изменения поведения и характера развиваются у тех детей, у которых длительное пребывание в тяжелых условиях постепенно вырабатывает приспособление «обходным путем» — стремление «умилостивить», разжалобить или обмануть людей, от которых они зависят. Так формируется угодливость, лицемерие, лживость, изворотливость и т. п., создается показное трудолюбие, тогда как в действительности развивается лень и тунеядство, утверждается низкопоклонство перед сильными, жестокость и грубость в отношении слабых.
Чувствуя себя одиноким и беззащитным, ребенок привыкает недоверчиво, подозрительно, а иногда враждебно относиться ко всем, он становится жадным, себялюбивым. Но все эти качества скрываются под маской приветливости и услужливости.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »