Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

К психогенным реакциям (психогенным реактивным состояниям) * относятся те болезненные реакции, в возникновении и развитии которых психическая травматизация является основным, причинным фактором.

* Термины «психогенные реакции» и «психогенные реактивные состояния».

В целях большей конкретизации сказанного важно подчеркнуть еще два момента: 1) не всякая реакция на психическую травму может быть отнесена к группе психогенных реакций, а лишь патологическая реакция, т. е. такая, которая достигает большой силы, что делает данного субъекта не приспособленным на более или менее длительный срок; 2) болезненные состояния, возникающие после психической травмы, отнюдь не всегда могут быть квалифицированы как «психогенные реактивные состояния», так как в клинике нередко наблюдается, что психическая травма (нарушающая функциональную подвижность коры больших полушарий, снижающая ее защитные способности) служит фактором, способствующим развитию психических заболеваний различной природы (инфекционных и токсических психозов, шизофрении, маниакально-депрессивного психоза, эпилепсии и др.). Нередко психическая травма способствует лишь более ясному обнаружению того патологического процесса, который начался задолго до психической травмы. Важно учесть, что в начальном периоде различных заболеваний создается повышенная чувствительность к психической травматизации.
Следовательно, к психогенным реакциям относятся только те болезненные состояния, в возникновении которых психическая травма служит этиологическим фактором, определяющим не только возникновение болезни, но и симптоматику и течение ее.
Важной особенностью этой группы психических расстройств является то, что индивидуальные особенности личности, тип нервной деятельности (темперамент, характер, уровень развития) здесь играют значительно большую роль, чем при других болезненных формах. Поэтому так часто ур аз личных субъектов можно наблюдать разные реакции на одну и ту же психическую травму. В то время как у одних людей это психическое воздействие не имеет патогенного значения, у других оно может вызвать болезненное состояние. Повышенная восприимчивость к психическим травмам наблюдается преимущественно у психопатических личностей, у интеллектуально отсталых, у больных с остаточными явлениями после перенесенных мозговых инфекций и травм мозга (т. е. у субъектов, легко возбудимых, внушаемых, эмоционально лабильных, астеничных). Наиболее подвержены психической травме представители слабого типа нервной деятельности и неуравновешенные, возбудимые субъекты.
Из этого, однако, не следует, что здоровые люди не подвержены психической травме. При большой силе и длительности психической травмы психогенные реактивные состояния могут возникнуть у любого человека. Важно лишь подчеркнуть, что в большинстве случаев реакция на психическую травму зависит не только от характера психической травмы, но и от индивидуальных особенностей личности, подвергавшейся травме.
Нередки случаи, когда обычная ситуация, не имеющая ничего патогенного для здорового человека, становится травмирующей только при наличии особого индивидуального склада либо определенной возрастной фазы развития, либо повышенной ранимости в отношении определенных психогенных факторов (в связи с жизненными и профессиональными трудностями или в связи с аналогичными психогенными воздействиями в прошлом). Следовательно, степень патогенной значимости психической травмы всегда зависит от ряда условий.
Одним из важнейших условий усиления патогенной значимости психической травмы является сниженное функциональное состояние коры полушарий в момент воздействия травмы. Этим объясняется, почему нередко для возникновения психогенной реакции требуется еще предварительная так называемая соматическая подготовка (в форме соматического заболевания, перенесенного незадолго до травмы). Существуют психогенные реакции, для которых наличие соматогенного фактора является облигатным условием, так как в утих случаях при отсутствии предварительной соматической подготовки психогенный фактор теряет свое патогенное значение. Поэтому даже у одного и того же лица одна и та же психическая травма может оказать различное влияние в зависимости от его соматического и психического состояния в момент травматизации. Наличие астенического состояния предрасполагает к психической травме. Отсюда понятно, почему так важно учесть вредности, предшествовавшие психической травме (инфекция, травма мозга, физическое и психическое перенапряжение, вынужденная бессонница, недостаток питания и т. д.).
Для того чтобы лучше понять причины и условия возникновения психогенных реакций, необходимо учесть, что степень патогенной значимости какой-либо трудной ситуации для данного субъекта всегда зависит не только от индивидуального склада данного субъекта (типа его нервной деятельности), но главным образом от его общественной и трудовой направленности.
Чем шире общественные интересы данного субъекта, том меньше эгоцентрических установок, тем легче он переносит личные горести, тем, следовательно, меньше патогенная значимость травмирующей ситуации.

Степень патогенной значимости одного и того же травмирующего фактора зависит и от возрастных особенностей данного субъекта. Наиболее частой причиной психогенной реакции у маленьких детей являются внезапные («чрезвычайные») раздражители устрашающего характера. У маленьких детей имеет значение не только сила раздражителя, но и степень его новизны (неожиданная перемена обстановки). Быстрая смена динамического стереотипа приобретает для них патогенную значимость. У детей старшего возраста причины более разнообразны: трудная ситуация в семье, развод родителей, появление в семье мачехи или отчима. Частой причиной психогенных реакций для них являются трудная ситуация в школе, неуспеваемость, конфликты с товарищами и т. д.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »