Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Учение о психопатии - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Часть 2 ПСИХОПАТИИ

Лекция 13
УЧЕНИЕ О ПСИХОПАТИИ
Учение о психопатии находится на более раннем этапе развития, чем другие разделы психиатрии. Самый факт более позднего развития этой проблемы вполне понятен. Психиатры, работающие в больницах (кроме судебных психиатров), относительно редко наблюдают психопатии. Проблема психопатии стала более актуальной лишь тогда, когда организовалась внебольничная помощь и перед психиатром встали новые задачи лечения больных вне стационара.
Вопросы клиники психопатии все чаще привлекают внимание психиатров, работающих в области пограничных форм,— так называемой малой психиатрии. Особенно большое внимание уделяется изучению психопатии в детской клинике, где пограничные формы занимают ведущее место.
Несмотря на сравнительную редкость выраженных форм психопатий у детей, разработка этой проблемы в детской клинике представляет собой важную задачу, правильное разрешение которой будет полезным и для общей психиатрии. В этом отношении большое значение приобретает тот факт, что психиатры, курирующие детей, наблюдают психопатию в ее истоках и поэтому могут изучать это болезненное состояние в его становлении и развитии.
Существует неправильная точка зрения, что психопатия может изучаться только у взрослых, так как формирование характера заканчивается после пубертатного периода. Авторы, защищающие эту точку зрения, не учитывают, что психопатия у взрослого никогда не возникает вдруг, как нечто готовое. Патологическая личность формируется постепенно и медленно; те или другие отклонения психики наблюдаются задолго до обнаружения выраженной формы психопатии. Путем своевременных лечебных и педагогических мероприятий психиатр, курирующий ребенка, может предупредить развитие психопатии у взрослого.
Следовательно, изучение проблемы развития психопатий у детей, особенностей начальных признаков той или другой из ее клинических разновидностей, способов лечения и предупреждения является серьезной задачей, вполне соответствующей профилактическому направлению советской медицины.
Разрешение проблемы психопатии и в настоящее время остается еще одной из трудных задач психиатрии. Причину трудностей исследования проблемы психопатии следует искать в особенностях самого предмета изучения: больные психопатиями— это аномальные, патологические личности с резкой дисгармонией развития эмоционально-волевой сферы, находящиеся на грани между психической болезнью и здоровьем. А всякий раз, когда речь идет о патологии личности с ее сложной структурой и большой изменчивостью под влиянием окружающей среды, пути исследования становятся более сложными и трудными. Для того чтобы познать патологические черты характера, нельзя ограничиться только изучением биологических закономерностей: в формировании всякой личности — не только здоровой, но и патологической — ведущая роль принадлежит закономерностям общественно-исторического порядка. В то же время психопатия, как и всякое болезненное состояние, имеет свой материальный субстрат в виде определенной биологической недостаточности (нервной системы и других систем организма). Отсюда понятно, насколько сложны взаимоотношения социального и биологического в каждом конкретном случае психопатий и как велика опасность упрощенного разрешения этой проблемы.
На всех этапах истории развития учения о психопатии вопрос о причинах ее происхождения являлся наиболее трудным. В неправильном разрешении основного вопроса — вопроса о взаимоотношении социального и биологического факторов— кроется причина многих методологических ошибок. Этим объясняется и трудность понимания сущности психопатии. Одни авторы уделяли чрезмерное внимание наследственности, другие, наоборот, отрицали роль врожденного предрасположения и средовым — психогенным—влияниям придавали исключительное значение в развитии психопатии.
За последние 2—3 десятилетия произошла большая эволюция взглядов на причины происхождения психопатии.
Основной в этой эволюции была тенденция сузить рамки так называемой конституциональной психопатии и доказать, что причину психопатии следует искать во внешних вредностях, действовавших во время внутриутробного периода и в первые годы жизни ребенка.
Эта точка зрения на этиологию психопатии была ведущей в исследованиях отечественных психиатров. В. X. Кандинский считал, что причиной психопатии является либо неблагоприятная наследственность, либо внешние факторы, которые отрицательно действуют в первые годы жизни ребенка и нарушают нормальный ход психического развития. С. С. Корсаков также подчеркивал, что не только неблагоприятная наследственность является причиной психопатии; дегенерация может обусловиться различными неблагоприятными моментами в период утробной жизни, различными условиями, влияющими на организм ребенка в младенческом или отроческом периоде.

О роли внешних вредных факторов в происхождении психопатии писали и некоторые зарубежные авторы [Кох (Koch) и Циген (Ziehen)]. Однако в дальнейшем этиология психопатий рассматривается с конституциональной точки зрения: решающая роль придается патологической наследственности. Конституциональное направление, возглавляемое Креймером (Kretschmer), нашло свое отражение и в других исследованиях, посвященных психопатии ]Кан, Шнейдер (Капп, Schneider)]. Влияние конституциональной теории отмечается также в работах по психопатии советских авторов (М. О. Гуревич, Е. К· Краснушкин, Н. И. Озерецкий, Т. П. Симеон, Г. Е. Сухарева и др.). Конституциональная теория о происхождении психопатии способствовала развитию нигилистических взглядов в отношении предупреждения и лечения этих состояний.
В середине 30-х годов в советской психиатрии начинается новый этап в изучении причин психопатии. Вновь подчеркивается роль внешних вредных факторов (рано перенесенные инфекции и мозговые травмы) в их происхождении. В этом отношении много ценных фактов было представлено психиатрами, работавшими в области психиатрии детского возраста (А. И. Винокурова, С. З. Галацкая, В. П. Кудрявцева, С. С. Мнухин, Е. А. Осипова, М С. Певзнер, Т. П. Симеон, Л. С. Юсевич и др.).
Этот новый этап в изучении психопатий был очень продуктивным для пересмотра вопроса о причинах психопатий. Однако и в этом периоде наряду с правильными методологическими установками имелись и односторонние ошибочные взгляды. Совершенно справедливо указывая на ведущую роль социальной среды в формировании личности, психиатры приходили к одностороннему ложному выводу, что причиной психопатии являются только неблагоприятные социальные факторы. Всякое отклонение развития личности в условиях неблагоприятной среды расценивалось ими как психопатия. Тем самым необоснованно расширились рамки диагностики психопатии.
Такая же эволюция взглядов на этиологию психопатии в сторону большего признания роли внешних факторов в ее происхождении отмечается и в исследованиях некоторых более прогрессивных деятелей зарубежной психиатрии (Эйе во Франции, Нобили в Италии, Трамер в Швейцарии и др). В исследованиях Слейтера (Slater) ставится вопрос о большой роли влияний среды в происхождении психопатических черт у близнецов. Даже представитель наследственно-биологической концепции Ригер (Rigger) ставит вопрос о социальной регенерации в семьях, где имеются лица, страдающие психопатией, причем подчеркивается, что эта регенерация отмечается у потомков, воспитывавшихся в благоприятных условиях.
Нередко психиатры впадают в противоположную крайность, рассматривая психопатические проявления только как реакцию на внешние раздражители; аномальное развитие личности ими трактуется как серия таких реакций [Майер (Mayer)]. Последователи Фрейда видят основную причину патологического поведения в ранних детских сексуальных травмах.
Однако и эти крайние точки зрения в проблеме этиологии психопатии, когда совершенно не учитываются врожденные особенности личности, также оказали отрицательное влияние па практику, гак как приводили к путанице клинических понятий.
В дальнейшем в исследованиях советских психиатров многие из отмеченных выше неправильных методологических установок были преодолены. П. Б. Ганнушкин подошел к исследованию психопатий новым путем, используя динамический метод. Психопатическую личность он рассматривал в аспекте ее развития, ее изменчивости , в зависимости от окружающей среды. В исследованиях других авторов (В. А. Гиляровский, В. Н. Мясищев, В. П. Осипов) вопросы этиологии психопатии также были пересмотрены. Была доказана большая сложность причинно-следственных отношений в области психопатии, диалектическое единство социальных и биологических факторов в их просхождении. В течение последних лет неоднократно ставился вопрос о необходимости пересмотреть проблему психопатии под углом зрения прогрессивных идей И. П. Павлова о закономерностях развития высшей нервной деятельности и о единстве организма и внешней среды. Рядом советских психиатров (О. В. Кербиков, В. Н. Мясищев, Е. А. Попов, И. Ф. Случевский и др.) было использовано учение И. П. Павлова о типах нервной деятельности. Однако все эти исследования находятся еще в начале своего развития.

Таково современное состояние вопроса об этиологии психопатии. Хотя и в настоящее время знания о причинах психопатий еще ограничены, все же ясен путь, по которому в дальнейшем должно идти разрешение этого вопроса. Руководящими на этом пути в советской психиатрии являются следующие два положения.

  1. Патологическая наследственность не может считаться единственной причиной психопатии. Большая часть психопатий, наблюдаемых в клинике, обусловлена внешними вредными факторами, действовавшими внутриутробно или в раннем детском возрасте. Рамки конституциональных психопатий должны быть значительно сужены.
  2. Пути формирования патологической, психопатической личности, так же как и здоровой, могут быть правильно поняты только при учете тесного взаимодействия социальных и биологических факторов. Всякая попытка альтернативного их противопоставления приводит к ошибочным выводам.


 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »