Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Причины психопатий - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Правильность этих двух положений доказывается клиническими наблюдениями над детьми. По данным психиатров, курирующих детей и обладающих более подробными анамнестическими сведениями, к числу наиболее частых причин психопатий относятся следующие:
а) инфекции общие и мозговые, действовавшие внутриутробно или в раннем детском возрасте;
б) черепно-мозговая травма (внутриутробная, родовая и приобретенная в первые годы жизни);
в) токсические и аутоинтоксикационные факторы (токсические диспепсии, длительные желудочно-кишечные заболевания, неправильное кормление, рахит и другие виды нарушения обмена веществ, плохие гигиенические условия в первое время жизни);
г)  ряд других факторов, патогенная роль которых еще недостаточно изучена (лучевая энергия, распространенные ожоги, длительное перегревание и охлаждение).

К вредным факторам, называемым «внутренними», относятся: 1) поражение зачатка (алкоголь, сифилис, лучевая энергия); 2) патологическая наследственность (отягощение психическими заболеваниями, психопатией).

К этому следует добавить, что такие формы психопатии, в происхождении которых патологическая наследственность является основным причинным фактором, встречаются относительно редко. Даже в этих «конституциональных» формах никогда нельзя доказать, что патологическая наследственность— единственный фактор, обусловливающий психопатию. Деление факторов на «внешние» и «внутренние» в происхождении аномалии развития очень условно. Многие из тех вредностей, которые были «внешними» для родителей (сифилис, алкоголь и другие интоксикации) становятся в следующем поколении уже «внутренними» для ребенка.
Изучение психопатий в детской клинике подтверждает правильность и второго положения — о тесном взаимодействии социальных и биологических факторов в формировании психопатической личности. Наблюдая ребенка, постоянно меняющегося в зависимости от возрастной фазы и условий воспитания и обучения, детский психиатр легче может установить, что развитие психопатического характера нельзя целиком объяснить особенностями биологической недостаточности. Врожденной или рано приобретенной недостаточностью определяются лишь основные, структурные особенности данной дисгармоничной личности, только тенденция к определенному типу реагирования, тогда как актуализация этой тенденции зависит от социальной среды и воспитания. Отсюда понятно, почему в зависимости от изменения условий социальной среды у одной и той же личности так колеблется степень дисгармоничности психики и неадекватность реакций. Совершенно справедливо в руководстве психиатрии М. О. Гуревича и М. Я. Серейского указывается, что «в зависимости от биологических и особенно социальных факторов один и тот же субъект в течение своей жизни в смысле психических уклонений может то доходить до степени психопатических состояний, то оставаться в пределах или на границе нормы».

Таким образом, для развития психопатии наряду с основной причиной, вызывающей врожденную или рано приобретенную недостаточность нервной системы, необходим еще и другой фактор — неблагополучие социальной среды и отсутствие корригирующих влияний при воспитании ребенка. Этот второй фактор является тем существенным условием, при отсутствии которого психопатия может и не развиваться. В благоприятных условиях патологические особенности личности могут постепенно сгладиться, не достигая степени выраженной психопатии.
Целенаправленным воздействием социальной среды можно в большей или меньшей степени корригировать имеющиеся отклонения, тогда как при неблагополучных условиях воспитания даже легкие отклонения могут развиться в тяжелую форму психопатии.
Это сложное переплетение социальных и биологических факторов должно быть учтено не только при постановке диагноза, но и при выборе путей терапевтического воздействия. Поскольку основной причиной психопатии являются факторы, обусловливающие недостаточность нервной системы, в каждом конкретном случае прежде всего необходимо установить, в чем особенности этой недостаточности, и соответственно этому применить тот или другой вид терапии. Однако лечение психопатии ни в коей мере не может ограничиться биологическими методами. Это лишь подготовка к дальнейшему длительному лечебно-педагогическому воздействию на ребенка. Формирование личности определяется главным образом его деятельностью в условиях определенной социальной среды, воспитания и обучения.
Вывод из всего сказанного ясен. Ключ к пониманию происхождения психопатии, ее распознавания и лечения в каждом конкретном случае может быть найден только при анализе взаимодействия социальных и биологических факторов. Нельзя понять развитие психопатической личности без учета окружающей ее социальной среды, но нет психопатии и при отсутствии врожденной или рано приобретенной недостаточности нервной системы.
Вопрос о сущности этой недостаточности нервной системы еще мало изучен. В современной литературе он сравнительно слабо освещен, самую постановку его некоторые авторы считают необоснованной. Так, Шнейдер считает, что изучение биологической сущности психопатии не отделимо от решения общей проблемы основы личности («тело и душа»), являющейся эмпирически неразрешимой. Не уделяется должного внимания вопросу о биологической сущности психопатий и во многих других исследованиях, посвященных проблеме психопатий.
Существенно новое в понимание биологической сущности психопатии было внесено Крепелином. Он подчеркнул, что большая часть психопатий представляет собой проявление парциальной задержки развития, остановку на детской стадии (частичный инфантилизм). В. X. Кандинский также рассматривал психопатию как проявление нарушенного развития психики в связи с различными вредностями в первое время жизни. Выдвинутое Крепелином понятие частичного инфантилизма как биологической основы психопатий не может объяснить биологической сущности всех форм психопатий. Существует ряд клинических вариантов, когда речь идет не о «задержанном», а об «искаженном» развитии. В таких случаях наблюдаются самые разнообразные сочетания признаков незрелости психики и чрезмерно ускоренногоразвития. Однако существенным является самый факт постановки вопроса о биологической основе психопатии и разрешении его в эволюционном аспекте — как аномалии онтогенеза нервной системы. Понятно, что в зависимости от того, на каких этапах онтогенеза возникло отклонение в ходе развития, а также от степени его тяжести и распространенности тип аномалии нервной системы — характер биологической недостаточности — может быть различным. В клинической картине психопатии это различие проявляется прежде всего в особом типе реагирования на раздражители внешней среды, более или менее характерном для той или другой разновидности. Чем сложнее жизненная ситуация, чем менее благоприятны, условия воспитания, тем ярче патологические проявления. Однако в отличие от тех форм неправильного развития характера, которые могут возникнуть у здорового ребенка под влиянием неблагоприятных условий жизни и ошибок воспитания, у психопатической личности патологические черты обнаруживаются и в такой жизненной ситуации, когда у здорового ребенка не отмечается каких-либо отклонений в поведении.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »