Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Группировка психопатий - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 14
ГРУППИРОВКА ПСИХОПАТИЙ
Проблема группировки психопатий относится к числу нерешенных вопросов современной психиатрии. В различных руководствах по общей психиатрии и монографиях, посвященных клинике психопатий, можно встретить самые разнообразные схемы систематики психопатических личностей.

Крепелин в основу группировки психопатий положил клинико-описательные данные и выделил следующие формы: «возбудимые», «неустойчивые», «люди с повышенными влечениями», «лгуны и фантасты», «чудаки», «враги общества», «сварливые». ΙΠ. Б. Ганнушкиным также клинически были описаны следующие группы: циклоиды, шизоиды, параноики, эпилептоиды, истерические характеры, неустойчивые, антисоциальные психопатии и «конституциоиально-глупые». Группировка психопатий, предложенная К. Шнейдером, имеет много сходства с описанными выше. Автор выделяет «гипертимические» личности, «депрессивные», «неуверенные в себе», «жаждущие признания», «неустойчивые» и др.
Были предложены и схемы классификации, в которых систематика психопатий проводилась на основе иных принципов. К таким относятся классификации психопатий, предложенные Каном (Kahn), Груле (Gruhle), Кречмером и др. Каи классифицирует психопатии в зависимости от того, в каких «слоях» личности наиболее резко выражены отклонения от нормы. Он различает психопатии: а) с отклонением темперамента; б) характера; в) влечений; г) сложные комплексные формы.
По этому же принципу предлагает группировать психопатии и Витемаль (Чехословакия); Груле в основу типизации кладет следующие особенности психики: активность, основное настроение, аффективная отзывчивость, волевые особенности, отношение к реальности, самочувствие и самооценка.
Кречмер в своих исследованиях о соотношении между конституцией и психозом выделяет две формы психопатии, связанные с той или другой группой эндогенных психозов: шизоиды, имеющие интимное отношение к группе шизофрении, и циклоиды — к циркулярному психозу. Позднее была прибавлена и третья группа эпилептоидов. В другой работе Кречмер описывает два различных типа характеров: сензитивный и экспансивный в зависимости от различного сочетания стенических и астенических черт.
И. Ф. Случевским в основу классификации психопатий положено учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Все разновидности психопатий И. Ф. Случевский рекомендует делить на две группы: первая — психопатии, являющиеся патологическими вариантами сильного неуравновешенного типа нервной системы, вторая — психопатии, представляющие собой патологические варианты слабого типа. К первой автор  относит параноическую форму, гипертимно-циркулярную, гипертимно-эксллозивную и извращенную; ко второй — психастеническую, парабулическую, истерическую и ипохондрическую.
Для группировки психопатий у детей и подростков также были представлены различные схемы. Шольц (Scholz) выделял формы психопатий по клиническим симптомокомплексам: индолентные, депрессивные, маниакальные, периодические, эффективно-неустойчивые с повышенными влечениями, чудаки, фантасты и лгуны, морально неполноценные. Гомбургер делит психопатические личности на нервозные, пугливые, слабовольные, неустойчивые, эмоционально тупые, раздражительные, истерические, навязчивые, сенситивные.
Трамер в основу группировки психопатий кладет следующие признаки: основное настроение, аффективное предрасположение, волевое предрасположение, направленность на себя или на окружающий мир. Н. И. Озерецкий разграничивает: 1) конституциональные психопатии и 2) патологическое развитие личности. М. С. Певзиер выделяет: 1) конституциональные психопатии и 2) органические.

Несмотря на существенное различие каждой из этих перечисленных группировок психопатий, они имеют и нечто общее. Ведущим в большинстве классификаций является синдромологический принцип, который уже давно перестал удовлетворять клиницистов при систематике выраженных психозов, так как он не отображает патогенетической сущности болезни.
Отсутствие патогенетической группировки психопатий объясняется не только недостаточностью наших знаний о патогенезе психопатий, но и большой сложностью симптоматики каждой клинической разновидности, разнообразной по своему генезу. В клинической картине отдельных случаев наряду с основными симптомами всегда наблюдается и ряд добавочных. При недостаточной приспособляемости патологической личности к требованиям окружающей среды и наклонности к неадекватным реакциям возникает еще ряд новых реактивных образований. В тех случаях, когда эти добавочные образования становятся более резко выраженными, они затушевывают основные признаки данной формы психопатий.
У ребенка, только начинающего свой жизненный путь, эти добавочные реактивные наслоения значительно менее резко выражены, и потому в клинической картине более отчетливо выступают основные типичные особенности психопатий. Именно эта элементарность клинической картины у детей дает большую возможность выделить те основные признаки психопатии, которые с большей или меньшей достоверностью могут быть отнесены за счет биологической недостаточности (типа аномалии развития нервной системы). Кроме того, выявить причины возникновения психопатического поведения у ребенка также относительно легче, чем у взрослого человека (см. лекцию 13).

Указанные преимущества изучения психопатий у детей дают основание считать, что именно в детской клинике должна быть сделана первая попытка разрешить вопрос классификации психопатий на основе патогенетического принципа. Такая попытка предпринята нами при обобщении клинических наблюдений в области психопатий детского и подросткового возраста. Поскольку патогенетической основой психопатии является тот или другой тип аномалии развития, естественно предположить, что именно этот признак должен служить критерием патогенетической группировки.
Однако современный уровень наших знаний о типах аномалии развития нервной системы еще недостаточен и не дает возможности полностью разрешить проблему патогенетической классификации психопатий. В настоящее время можно лишь пытаться приблизиться к ее разрешению (в большей или меньшей степени).
Приступая к патогенетической группировке психопатий, необходимо учесть, что формирование того или иного типа аномалии развития зависит не только от качества вредности, тяжести и распространенности вредоносного воздействия, но главным образом от времени, когда оно имело место (в какой стадии онтогенеза нервной системы).
При одном и том же качестве вредности эффект может быть различен не только количественно, но и качественно. При вредоносном воздействии на ранних этапах онтогенеза наблюдаются наиболее тяжелые аномалии развития нервной системы, клиническим выражением которых являются либо различные формы врожденного слабоумия, либо глубокие нарушения темперамента, влечений, инстинктов (нередко имеется сочетание слабоумия с дефектами эмоционально-волевой сферы).
Воздействие той же вредности на более поздних этапах онтогенеза не дает обычно таких грубых аномалий развития нервной системы. Нередко отмечается лишь задержка развития на более ранней возрастной ступени (инфантилизм).
Особый характер имеют те аномалии развития, которые обусловлены патологическими наследственными задатками (или поражением зачатка). Этот тип аномалии развития представляется значительно более сложным, чем предыдущий. Здесь речь идет не столько о задержанном, сколько об искаженном уродливом развитии.
Для формирования типа аномалии развития имеет значение также интенсивность, тяжесть вредоносного воздействия. Тяжелый болезнетворный агент, действующий даже на поздних этапах онтогенеза, одновременно повреждает уже сформированные отделы нервной системы и задерживает развитие тех систем, которые в это время находились в зачаточном состоянии.
Таким образом, в зависимости от времени, качества и тяжести болезнетворного воздействия могут возникнуть различные варианты аномалии развития нервной системы. Тем не менее при всем многообразии вариантов в конечном счете в клинике наблюдается лишь ограниченное число типов аномалии развития. К таким более часто встречающимся типам аномалии развития нервной системы относятся:

  1. задержанное развитие (по типу психического инфантилизма);
  2. искаженное (диспропорциональное) развитие нервной системы (и всего организма в целом);
  3. поврежденное, «надломленное» развитие в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза.

Каждый из этих трех типов аномалии развития имеет и свои преимущественные причины происхождения (хотя здесь нет полной этиологической специфичности). Так, патологическая наследственность играет преимущественную роль в происхождении второго типа аномалии развития, тогда как при третьем из названных типов аномалии ее роль несущественна. Основной причиной третьего типа аномалии являются мозговые заболевания, перенесенные на ранних этапах онтогенеза нервной системы. При анализе причин возникновения первого типа также нередко нельзя исключить роль наследственного отягощения. Однако в возникновении этой аномалии внешние вредности играют значительно большую роль, чем во второй группе. Чаще речь идет не о тяжелых, но длительно действующих вредностях, имеющих место во внутриутробном периоде или в ранних стадиях развития ребенка: затяжные инфекционные заболевания, хронические интоксикации, инфекции, следующие «цепочкой» друг за другом, длительные расстройства желудочно-кишечного тракта, голодание, плохие гигиенические условия, неправильное вскармливание и др.
Патогенетическая характеристика каждого из трех типов аномалии развития также имеет свои особенности. Так, для первого типа характерна задержка развития наиболее молодых в эволюционном отношении физиологических отделов нервной системы. При втором типе страдают не только молодые в эволюционном отношении системы головного мозга, но и древние образования. Дисгармоничность развития здесь выступает более резко, чем при первом типе, так как наряду с задержкой развития одних физиологических систем отмечается ускоренное развитие других. Поэтому более резко изменен тип реагирования на раздражители и внешней, и внутренней среды. Третий тип аномалии развития является более сложным по своему патогенезу, чем первые два, так как наряду с задержкой развития тех или других физиологических систем головного мозга здесь всегда имеются те или другие остаточные явления после перенесенного органического мозгового заболевания.
14’

В каждом их этих трех типов аномалия развития может достигнуть различной степени своей выраженности и тяжести. Однако из трех типов аномалии нервной системы относительно более легким следует признать первый — инфантилизм. Дефекты развития здесь не грубы, в патогенезе этой аномалии нет оснований предполагать наличие выраженных структурных нарушений нервной системы. В ее патогенезе наблюдается лишь общебиологическая недостаточность организма, нарушение трофики, дисфункция эндокринной системы. Наиболее выраженные проявления дефектности мозговой структуры наблюдаются при тяжелых вариантах третьего типа аномалии развития. Наряду со структурными нарушениями нервной системы (очаговыми и диффузными) здесь отмечаются также функционально-динамические расстройства крово- и ликворообращения. Аномалии развития второго типа еще более разнообразны. Наряду с тяжелыми вариантами здесь наблюдаются и более легкие (представляющие собой уродливое развитие тех же типов нервной деятельности, которые были описаны И. П. Павловым у здорового человека).
Естественно, что в зависимости от типа аномалии развития нервной системы неодинаково нарушается весь ход психического развития ребенка. Поэтому соответственно указанным трем типам аномалии развития нервной системы можно выделить три различные группы психопатий, отличающиеся друг от друга как по своей клинической картине, так и по патогенетической основе.
Можно предполагать, что в дальнейшем по мере развития наших знаний о патогенетической сущности психопатий в пределах каждого из этих трех типов аномалий развития нервной системы будут выделены еще отдельные варианты. Тем самым будет создана основа для дальнейшей дифференциации отдельных клинических разновидностей психопатии не только по клиническим синдромам, но и по патогенезу.
Прежде чем перейти к описанию клиники и терапии отдельных клинических вариантов психопатии, мы считаем необходимым остановиться более подробно на особенностях каждого из этих трех типов аномалии развития нервной системы, представив краткую клиническую характеристику каждой из трех групп психопатий.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »