Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Клиника психопатий первой группы - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 15
КЛИНИКА ПСИХОПАТИИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ (ЗАДЕРЖАННОЕ РАЗВИТИЕ ПО ТИПУ ПСИХИЧЕСКОГО ИНФАНТИЛИЗМА)
Различные клинические варианты психопатий этой группы имеют одну характерную особенность,— своеобразная, не соответствующая данному возрастному периоду незрелость психики, сохраняющаяся у них нередко и во взрослом состоянии в виде отдельных черт детскости психики, которые мешают им организовать свою трудовую деятельность и правильно построить свои общественные взаимоотношения.
Следует, однако, подчеркнуть, что черты незрелости психики у детей этой группы психопатий патологически утрированы, в клинической картине у них имеется и ряд патологических признаков, совершенно не характерных для психики ребенка. В связи с этим создается та резкая дисгармоничность психических свойств, которая никогда не наблюдается у здорового, гармонически развитого ребенка и подростка. Поэтому термин «инфантилизм» к данной группе может быть применен лишь с указанием на своеобразие данной инфантильной психики, на выраженную дисгармоничность («дисгармонический инфантилизм»).
Патогенетическую основу данной группы следует искать в своеобразии аномалии развития нервной системы (и всего организма в целом), характеризующейся задержкой на более ранней возрастной стадии. Эта задержка развития находит свое выражение в стойком нарушении высшей нервной деятельности, в слабости процесса активного торможения, в относительной слабости коркового контроля над деятельностью подкорковых центров, в преобладании деятельности первой сигнальной системы над второй.
Причины этой аномалии развития нервной системы разнообразны. В части случаев можно предположить значение наследственного фактора (в семьях этих больных нередки случаи инфантилизма, истероидных личностей). Большое значение приобретают внешние вредности. В анамнезе часто отмечаются патология беременности, досрочные роды, расстройство питания в раннем детском возрасте, болезни желудочно-кишечного тракта, инфекции, приводящие к истощению. Все эти вредности не носят грубого характера и не приводят к грубым структурным нарушениям нервной системы. Речь идет скорее о нарушениях трофики, о дисфункции эндокринных желез, чем об органической церебральной недостаточности.
Специфическим условием развития психопатии этой группы является: неблагоприятная среда, отсутствие надзора и правильного воспитания (ранняя потеря родителей, безнадзорность).
К этой группе психопатий относится ряд клинических вариантов, названных, исходя из синдромологического принципа классификации, терминами: «неустойчивые», «истероидные» или «жаждущие признания», «лгуны и фантасты» или «псевдологи». В эту группу относится и часть «возбудимых», по Крепелину. Грань между этими клиническими вариантами очень нерезкая. В клинической картине каждого из них наряду с общими для всей группы признаками есть и ряд более или менее существенных типичных особенностей' для той или другой клинической формы психопатии. Поэтому считаем целесообразным остановиться на каждой из них отдельно.

Психопатические личности типа «неустойчивых»

Клиническая картина психопатий типа «неустойчивых» в своей выраженной форме подробно описана в различных руководствах по общей психиатрии.
Крепелин рассматривает психопатию типа «неустойчивых» как проявление психической незрелости. Основные признаки этой незрелости — недоразвитие высших форм волевой деятельности. У этих лиц, так же как у маленьких детей, отсутствует та сложная мотивизация волевых поступков, которая создается постепенно у развивающейся личности под влиянием окружающей среды и воспитания. При нарушении развития воли не вырабатывается способность сдерживаться, тормозить свои влечения, отказываться от выполнения внезапно возникающих минутных желаний. Отсюда непостоянство, быстрая смена интересов — неустойчивость во всех намерениях, действиях и поступках. Основным мотивом поступков этих лиц является эмоция удовольствия. При отсутствии этого мотива они неспособны к планомерной систематической деятельности. При нормальном, а иногда даже и высоком интеллекте этих лиц их интеллектуальные интересы слабо выражены, деятельность малопродуктивна, они не могут довести до конца начатое, если предоставлены самим себе. Их знания поверхностны, так как они легко схватывают, но мало обдумывают и быстро забывают. В школе на них обычно  возлагаются большие надежды, которые не оправдываются в связи с поверхностностью и неустойчивостью этих детей. Педагоги о них говорят, «что они могли бы многое успеть, если бы хотели, но они не хотят».
Эмоции у этих лиц также отстают в своем развитии и имеют много черт, не свойственных данному возрасту, отмечается большая возбудимость и яркость эмоций при недостаточной их глубине и устойчивости. Симпатии к людям у них возникают очень быстро. Они общительны, легко устанавливают дружеские связи. Но привязанности обычно нестойкие. Общественные интересы ограниченные, понимание своих общественных обязанностей у них однобокое, нет чувства ответственности и долга. При недостатке самообладания и повышенной возбудимости наблюдается резкая раздражительность, вспыльчивость. Настроение большей частью веселое, беззаботное и очень лабильное. Они беспечны, как дети, мало думают о своем будущем. По ничтожному поводу возникают тоскливость, страхи.
Наряду с неустойчивостью у некоторых из патологических личностей этой группы наблюдается и повышенная эмоциональная возбудимость, резкая раздражительность, наклонность к аффективным вспышкам. В тех случаях, когда эта неспособность сдерживать свои эмоции достигает резкой степени, клиническая картина психопатии становится сходной с той, которая описана Крепелином под названием «возбудимые». Крепелин подчеркивал, что повышение эмоциональной возбудимости с наклонностью к аффективным взрывам, так же как и неустойчивость, является признаком недоразвития или позднего развития тех высоких психических качеств, с которыми он связывает способность сдерживать себя.
Следует указать, что группа психопатий, описанная Крепелином под названием «возбудимые», неодинакова по клиническим и патогенетическим особенностям. Только одна часть патологических личностей может быть отнесена к психопатии с чертами Дисгармонического инфантилизма, другая — ближе к органической психопатии. Об органической природе психопатии говорят приведенные Крепелином факты о дефектах развития я физического состояния этих лиц (запоздалая речь и ходьба, судороги в детстве, микроцефалия).
Черты детскости обнаруживаются и в своеобразии познавательной деятельности. При достаточном умении быстро ориентироваться, даже при достаточной наблюдательности и большой находчивости, понимание сложной ситуации остается каким-то односторонним. Логическое мышление поверхностно, суждение примитивно. Как и у ребенка, относительно высока живость воображения. У некоторых отмечается склонность к выдумкам и преувеличению, хвастовству.
П. Б. Ганнушкин, описывая эту же группу психопатий, подчеркивает, что это люди «без глубоких привязанностей,  недурные товарищи, часто очень милые собеседники, люди „компанейские”, скучающие в одиночестве и обыкновенно берущие пример со своих более ярких приятелей». Он обращает внимание на то, что «только в условиях постоянной опеки организованной среды, находясь под давлением сурового, жизненного уклада или в руках человека сильной воли, не спускающего его с глаз, подобного рода психопат может существовать благополучно и стать полезным членом общества».
По данным Крепелпна, прогноз этой формы психопатий у взрослых сомнителен. Бесплановая жизнь, неспособность сдерживать влечения, алкоголизм делают их не приспособленными к общественной жизни. Некоторые из этих больных при тяжелой жизненной ситуации предпринимают попытки к самоубийству, иногда демонстративного характера; другие (чаще женщины) склонны к истерическим реакциям (наблюдаются припадки, обмороки, приступы головокружения).
Необходимо учесть, что данные, приведенные Крепелином, касаются больных с более тяжелыми формами психопатий, направляемых к психиатру.
Однако в большей части случаев прогноз относительно благоприятный. Дефекты поведения с годами выравниваются. Большое значение для дальнейшего течения этой формы психопатий имеют условия среды и воспитания. Гомбургер также указывает, что дальнейшее течение психопатий этой группы неодинаково.
Наряду с теми лицами, которые кончают как антисоциальные субъекты или наркоманы, наблюдаются и другие, которые после 40 лет становятся значительно более спокойными, социально приспособленными.
Если учесть повышенную податливость психопатических личностей с чертами неустойчивости, то станет понятным, как важно рано распознать те патологические формы поведения ребенка, которые могут быть расценены как начальные проявления психопатий этого типа, и своевременно применить необходимые лечебно-воспитательные мероприятия.

Распознавание начальных проявлений психопатий может представить трудности, так как ряд признаков, отмечаемых у психопатических личностей этого типа (неустойчивость эмоций, неспособность к задержкам и к систематическому труду), у детей младшего возраста относится еще к физиологическим явлениям.
Формирование личности происходит очень постепенно. Параллельно с функциональным совершенствованием высших отделов нервной системы в условиях правильного воспитания развивается волевая деятельность. Ребенок постепенно научается различать, что должно делать и что приятно; совершенствуется способность понимания последствий своих поступков, он привыкает руководствоваться в своей деятельности не только эмоцией удовольствия или страха, но и другими мотивами — чувством долга, обязанности.
К концу дошкольного или к началу школьного периода ребенок уже способен сдерживать себя, тормозить свои желания, подчиняться в своем поведении требованиям дисциплины и окружающего его коллектива. В этом возрасте совершенствуется деятельность второй сигнальной системы, и постепенно она начинает приобретать руководящую роль в поведении подрастающего человека. Поэтому когда признаки резкой неустойчивости эмоций и полной неспособности к задержке обнаруживаются у детей старшего школьного возраста, когда эти проявления достигают достаточно выраженной степени, то возникает подозрение о задержке развития на более ранней ступени. Это подозрение становится более обоснованным тогда, когда резко нарушена приспособляемость ребенка к окружающей среде, когда дефекты поведения мешают ему в выполнении жизненных задач и когда дети плохо уступают обычным воспитательным воздействиям.
В этих случаях патологические черты характера и поведения могут быть расценены как «предвестники», «зачатки» психопатии типа «неустойчивых». Но диагноз «психопатия» еще не ставится до окончания периода полового созревания. Такие патологические формы поведения у детей квалифицируются как подозрительные в смысле возможности дальнейшего развития психопатии (как проявление частичного психического инфантилизма с чертами неустойчивости).



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »