Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Истероидные личности - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 16
КЛИНИКА ПСИХОПАТИЙ ПЕРВОЙ ГРУППЫ
(Продолжение)
Истероидные личности и псевдологи
Второй клинический вариант — психопатические личности, «жаждущие признания» или «истероидные» психопатии — занимают центральное место в группе психопатий с чертами дисгармонического инфантилизма. В клинических проявлениях этой формы психопатий еще более отчетливо, чем в предыдущей, видна дисгармоничность развития отдельных сторон личности при наличии выраженных признаков несоответствующей возрасту детскости.
Причины происхождения второго клинического варианта психопатий, также как и первого, разнообразны (недоношенность, нарушения питания, ранние инфекции и др.), но здесь гораздо чаще в семейном анамнезе отмечается патологическая наследственность в форме различных проявлений истерии. Характерным для этого клинического варианта в отличие от предыдущего является значительное преобладание женского пола.
Патогенетической основой данного варианта психопатий, так же как и первого, является аномалия развития нервной системы в форме частичного инфантилизма. Как и у неустойчивых психопатических личностей, при этой форме имеется патологическое формирование типовых особенностей нервной системы. Речь идет о слабом типе с недостаточной силой корковых процессов. В патофизиологической основе этой клинической разновидности психопатий значительно более отчетливо, чем у неустойчивых личностей, выступает доминирование подкорковой деятельности и резкое преобладание первой сигнальной системы над второй. У этих лиц нередко наблюдается наклонность к возникновению гипноидных фазовых состояний.
Эти патогенетические особенности находят свое клиническое выражение в недостаточности высших форм волевой  деятельности. Неспособность к длительному напряжению, отрицательное отношение к систематическому труду являются характерными признаками и для этой формы психопатий. Неустойчивость эмоций и лабильность настроения, повышенная внушаемость, наклонность к фантастическим вымыслам и лжи выражены здесь еще более резко, чем у неустойчивых психопатических личностей. Однако основной симптом в клинической картине этих форм — резкий эгоцентризм, стремление выдвинуться, занять первое место. Наиболее характерные черты этих психопатических личностей проявляются в ненасытной жажде признания. Отсюда и название, предложенное для этой клинической формы: психопаты, «жаждущие признания» (Шнейдер).
При столкновении с жизненными трудностями—при резком противоречии между их желаниями и возможностями — у психопатических личностей этого типа легко возникают истерические реакции. Поэтому многие авторы справедливо называют данную форму психопатий «истерической» или «истероидной» (как уже указано было в лекции 6, у лиц, обнаруживающих истерические реакции, нередко можно отметить своеобразные патологические черты характера — резкий эгоцентризм, жажду признания, наклонность к позе, театральности и др.). Эти лица капризны и неустойчивы, их чувства поверхностны, привязанности непрочны, интересы неглубоки. Они ищут всегда легкой, привольной жизни, не способны к длительному напряжению.
Если они проявляют упорство, то только для того, чтобы обратить на себя внимание. Основным стимулом их деятельности является желание выдвинуться, достигнуть в чем-нибудь превосходства перед другими, поставить свою особу в центре внимания. Им недоступно то удовлетворение, которое испытывает зрелый человек от сознания своей полезности другим людям, чувство ответственности перед обществом. Эта своеобразная незрелость личности в форме чрезмерного эгоцентризма и относительной слабости общественных эмоций у взрослых, которую можно охарактеризовать термином «социальная незрелость», делает психику этих лиц похожей на детскую. Но в отличие от здоровой детской психики все эти черты у них утрированы и носят патологический характер.
По мнению П. Б. Ганнушкина, в поведении этих лиц всегда преобладает неестественность и фальшивость. «Каждый поступок, каждый жест, каждое движение рассчитаны на зрителя и на эффект. Они обязательно хотят быть оригинальными и не отказываются ни от какого средства, чтобы привлечь к себе внимание». Характерная для психопатических личностей дисгармоничность психики проявляется прежде всего в противоречивости их поведения. «Истерик, крайне тонко и остро воспринимая одно, остается нечувствительным к другому,— писал П. Б. Ганнушкин.— Добрые, мягкие в одном случае, они обнаруживают полнейшее равнодушие, эгоизм — в другом».
При вполне сохранном интеллекте в их восприятиях окружающей обстановки и суждениях есть много своеобразного, обусловленного недостаточным чувством реального. П. Б. Ганнушкин подчеркивает, что «внешний мир для человека с истерической психикой приобретает своеобразные причудливые очертания; объективный критерий для него утрачен, и это часто дает повод окружающим обвинять истеричного в лучшем случае во лжи и притворстве». Эмоции играют чрезмерную роль и в самом акте восприятия. Все, что окрашено сильной эмоцией, воспринимается очень отчетливо и надолго фиксируется, другие восприятия не оставляют длительного следа.
В детском возрасте распознавание истероидной психопатии представляет известные затруднения. Однако при более тщательном изучении анамнеза истероидной психопатии у взрослого можно нередко найти указания, что уже в младшем возрасте они обнаруживали трудности в воспитательном отношении. Они были очень капризны, непослушны, любили играть командную роль и проявляли агрессию, если им это не удавалось. Отмечалась большая неустойчивость настроения.
При поступлении в школу эти дети плохо уживаются в коллективе, так как не умеют сочетать свои интересы с интересами других и всегда стремятся занять первое место, не терпят, чтобы в их присутствии хвалили кого-нибудь. Болезненно повышенные эмоции у этих лиц получают чрезмерно большое значение в регуляции их поведения. При хорошем интеллекте они неплохо успевают в школе, но знания их поверхностны, интересы непостоянны. Некоторые из этих детей обнаруживают интерес к участию в драматических кружках, занятиям по ритмике. Движения их легки, пластичны, у них есть чувство ритма. На вопрос: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь», многие из них отвечают: «артисткой», но у них нет настойчивости, чтобы достигнуть желаемого.
Очень отчетливо выступает в поведении этих детей характерное для истероидной психопатической личности отсутствие резкой грани между воображаемым и действительным. У них часто отмечается наклонность к выдумкам и лжи. Н. И. Красногорский и его ученики доказали экспериментальным путем недостаточность чувства реального у этих детей. Но при трактовке этих проявлений как патологических требуется большая осторожность, так как нечеткость грани между действительным и воображаемым у ребенка младшего возраста определяется еще физиологически.
Более выраженными признаки психопатии истероидного типа бывают в пубертатном периоде. Поэтому диагноз психопатии истероидного типа с большей или меньшей достоверностью можно поставить только в период полового созревания или по окончании его. У детей в допубертатном периоде при наличии отдельных патологических черт, характерных для истероидной личности, следует формулировать диагноз: «психический инфантилизм, истероидные черты характера». Отмечающиеся у этих детей черты истероидной психики, как капризность, резкий эгоцентризм, повышенная лабильность настроения, правильнее расценить как «предвестники» истероидной психопатии.
В тех случаях, когда эти «предвестники» более резко выражены, необходимо продолжить наблюдение за ребенком и подростком и предпринять соответствующие меры лечебнопедагогического воздействия.
Собранные нами катамнестические данные позволяют утверждать, что лишь у небольшой части детей, у которых обнаруживаются явления психического инфантилизма, может развиться истероидная психопатия. Прогностически неблагоприятным признаком в смысле возможности развития истероидной психопатии является раннее возникновение черт дисгармоничности психики, повышенных влечений, резко выраженного эгоцентризма, грубости, а иногда и озлобленности в отношении окружающих. Дети плохо уживаются с детским коллективом в связи со своей повышенной эффективностью, завистливостью, наклонностью к сплетням и интригам. Они очень ревнивы и проявляют агрессию в отношении тех, кого ревнуют. Наряду с повышенной внушаемостью они обнаруживают и большое упорство при выполнении задуманной цели. Нередко отмечается наклонность к выдумкам и лжи с целью показать себя в лучшем свете. Повышенная раздражительность, сварливость, наклонность ко лжи и обманам делают этих подростков более трудными в воспитательном отношении. Однако, когда удается найти для них занятие, соответствующее их интересам, состояние их значительно улучшается. При разумном воспитании, когда удается переключить их узкие эгоцентрические интересы на общественно полезное дело, многие из них значительно выравниваются и лучше уживаются в коллективе. Лечебно-воспитательные мероприятия должны проводиться длительно, иначе достигнутые результаты бывают нестойкими.

Девочка 11 лет. В семье отца энергичные, настойчивые по характеру люди. Прадед по отцу психически больной, у матери и у бабушки девочки истерические черты характера. По боковой линии у дяди маниакально-депрессивный психоз. У матери было три беременности. Данная больная вторая по счету. Родилась в срок. Физическое развитие правильное. Материально-бытовые условия удовлетворительные. Девочка с самого раннего возраста очень впечатлительна, возбудима, вздрагивала при малейшем шуме. Раздражительна, капризна, настойчива. С 2 лет забавляла окружающих своими фантазиями и вымыслами. В детском саду были жалобы на плохое поведение девочки, сварливость, упрямство; в 4 года после ссоры с подругой отказалась посещать детский сад. С 6 лет замечается стремление ребенка обратить на себя внимание. Не терпела противоречий, в ответ на них наблюдались аффективные вспышки: била младшего брата и бабушку. В школу поступила 8 лет, не подчинялась дисциплине, не уживалась с товарищами и педагогами. Педагоги отмечали у девочки наклонность к преувеличению и искажению фактов: называла педагогов «извергами» и выдумывала, что ее «педагоги избивают».
Помещена в школу-санаторий. Здесь однажды у больной наблюдался приступ сильного эмоционального возбуждения после того, как дети случайно убили ее птичку. Больная начала неистово кричать, метаться из угла в угол, громко хохотать, кататься по кровати с криком: «Здесь все убийцы и воры! Мамочка, не будь злой и возьми меня!» Вздрагивала всем телом, успокоилась только через полчаса, после чего спокойно заснула.
Резких аффективных вспышек больше не отмечалось.
Физическое состояние: небольшая отсталость в росте, внутренние органы в норме. Признаки органического поражения нервной системы отсутствуют. Во время школьных занятий вначале производила впечатление много знающей, но после наблюдения оказалось, что знания ее не систематизированы, поверхностны; переоценка ее знаний объяснялась большим запасом слов. Девочка отличается резко выраженным эгоцентризмом, всегда хочет быть первой, держится особняком, стараясь в то же время привлечь к себе внимание детей и взрослых. Обладает богатством фантазии, часто преувеличивает и искажает факты. Реакции ее неадекватны раздражению: ее выразительные движения очень бурные, она или приходит в восторг от малейшей похвалы, причем краснеет, глаза блестят, хлопает в ладоши, прыгает, или горько плачет от незначительной неприятности, начинает метаться, нервно сосет палец. Интеллект хороший. Внимание неустойчивое. Движения быстры и ловки, пластичны, мимика живая. Обладает сценическим дарованием, любит уроки театрального искусства.
В школе-санатории девочка пробыла год. Научилась более систематически работать; достигнуты некоторые успехи и в школьных занятиях. Однако основные черты характера (резкий эгоцентризм, желание быть всюду первой, жажда похвалы и признания) остались.

В данном наблюдении отмечается ряд клинических особенностей, характерных для истероидной психопатии: резкий эгоцентризм, ненасытная жажда внимания, наклонность к выдумкам и преувеличениям. В поведении наблюдается характерная для этих субъектов противоречивость: большая настойчивость в достижении поставленной цели, связанной с желанием привлечь к себе внимание, наряду с неспособностью к напряжению, когда речь идет об обычной систематической работе. При большой яркости аффективной жизни — обилии выразительных движений — эмоции поверхностны и неустойчивы. Кроме себя, девочка никого не любит. Несмотря на хороший интеллект, богатую речь, успеваемость в школе невысока, суждения поверхностны, умозаключения часто неправильны. Все эти клинические факты дают основание предположить психопатию истероидного типа. Однако, учитывая возраст больной — препубертатный период, мы считали более правильным выписать ее с диагнозом психический инфантилизм, истероидные черты характера («угрожаемые» в смысле развития истероидной психопатии).

Как показывают наши наблюдения, такого рода резкие изменения в поведении подростков наступают обычно в пубертатном периоде. Нередко но окончании этого периода подросток становится более спокойным и уравновешенным, более устойчивым в своих стремлениях и поступках. Расширяется его общественное самосознание, его легче включить в трудовую, коллективную деятельность. Однако бывает и ухудшение состояния, усиливаются расстройства настроения, повышается раздражительность, подростки становятся более грубыми, распущенными, у некоторых отмечается повышенная сексуальность.
Клиническим примером, иллюстрирующим ухудшение состояния в пубертатном периоде, может служить следующая история болезни.

Девочка 14 лет. Отец был служащим, умер, когда девочке было 2 года; мать учительница. До 13 лет развивалась нормально, но отмечалась легкая возбудимость, лабильность настроения. Сверстницами была нелюбима за эгоцентризм, стремление властвовать, всегда играть первую роль. Предпочитала общество мальчиков. С 13 лет — бурный рост, начало менструаций. С этим периодом совпадает переезд семьи в другой город, изменивший жизненные условия девочки к худшему. В характере девочки наступают резкие изменения. Она становится повышенно сексуальной, ищет знакомства с мальчиками, все ее интересы — в сфере любовных приключений, Проявляется необычная лживость. Будучи недовольна своим положением, придумывает небылицы о своей семье и рассказывает, что ее мать актриса, что она сама училась в балетной школе и т. д. Интересы высшего порядка исчезают, уступая место любопытству, интриге, сплетням. Выдумывает всякие небывалые истории, порочащие людей, которые работают вместе с матерью, ссорит их между собой. Неохотно посещает школу, предпочитает проводить время в праздности, в хождении по знакомым, подругам, вечерами бывает в кино, возвращается поздно. С матерью груба, непослушна, мать бессильна что-либо изменить в желаниях и решениях дочери. Интересы девочки направлены на самоукрашение, веселое времяпрепровождение. Она хочет легкой жизни, мечтает выйти замуж за «богатого» и неуклонно идет по пути завоевания «легкой и богатой» жизни доступными ей средствами.

Необходимо подчеркнуть, что в этом случае ухудшение поведения подростка объясняется не только бурно протекающим периодом полового созревания, но также изменившимися условиями жизни.
Характерной особенностью этой клинической разновидности психопатий является относительная частота патологических реакций, особенно в переходные возрастные периоды.
Повышенная лабильность, постоянное желание выдвинуться, быть больше, чем есть на самом деле, несоответствие между желанием и действительностью — все это источник конфликтных переживаний. На всякую жизненную неудачу такие дети часто дают количественно и качественно неадекватные реакции, в картине которых отмечаются характерные признаки истерии.

Мальчик 14 лет. С самого раннего возраста капризен, двигательно беспокоен. В дальнейшем обнаружил повышенную возбудимость эмоций, резкий эгоцентризм, неустойчивость настроения, внушаемость. В 12-летнем возрасте после тяжелого переживания (разлука с отцом, которого он очень любил) отмечалась патологическая реакция в форме длительного истерического сумеречного состояния со стремлением бежать куда-то далеко к отцу, со слуховыми галлюцинациями («отец зовет»). В школе-санатории в течение первых 2 недель почти ежедневно повторялись такие же сумеречные состояния. Мальчик стремился нанести себе повреждения. В дальнейшем эти приступы прекратились. В психическом состоянии его отмечалась не соответствующая возрасту детскость в поведении при хорошем интеллекте, острой наблюдательности, быстрой сообразительности. Настроение было очень неустойчивым, часто плакал. В дальнейшем стал значительно ровнее, спокойнее; стал общителен, доступен, дружелюбен, охотно занимался в классе. Особенно любит уроки драматического искусства и ритмики, обнаруживает сценические данные, хорошее чувство ритма. Был выписан в хорошем состоянии. По данным катамнеза через 25 лет, здоров, уравновешен, отмечается лишь неустойчивость настроения. Художественно одаренный человек, работает в качестве режиссера.

В более тяжело протекающих случаях с часто повторяющимися патологическими реакциями клиническая картина психопатии все более усложняется, и постепенно формируется психопатическая личность с характерной для истерии дисгармоничностью и противоречивостью поведения.

Предсказание о дальнейшем пути развития истероидной личности всегда зависит от того, насколько успешно пойдет перевоспитание, переключение интересов и целенаправленности от узкоэгоцентрического восприятия всего окружающего к более широкому мировоззрению, позволяющему осознать себя как члена коллектива. Такое перевоспитание требует обычно не только большой творческой совместной работы врача и педагога, но и длительного времени. Успех, достигнутый путем упорной лечебно-педагогической работы с подростком, может быть нестойким, если лечащий врач одновременно не проводит постоянной работы с родителями и педагогами. Важнейшим условием эффективности перевоспитания является выработка привычек к систематическому труду· с учетом интересов и возможностей (способностей) подростка.
В тех случаях, когда черты неустойчивого поведения выражены очень резко, неспособность к задержке и к систематической работе достигают выраженной степени, а воспитательные меры, проведенные в семье и школе, не дают результатов, ребенка или подростка необходимо поместить в специальное лечебно-педагогическое учреждение — в школу-санаторий с интернатом.
Как показывают собранные нами катамнестические данные о детях с начальными признаками психопатии, явлениями неустойчивости поведения и истероидными чертами характера, пребывание в школе-санатории в большинстве случаев дало хороший эффект. Стойкость эффекта зависит, конечно, от тех условий, в которых в дальнейшем протекает жизнь этих людей.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »