Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Диагноз гипертимической личности - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Диагноз психопатической гипертимической личности в допубертатном периоде должен ставиться с большой осторожностью. Однако в данном случае мы считали необходимым обратить внимание родителей мальчика и лечащего врача на то, что мальчик «угрожаем» в смысле возможности развития психопатии и нуждается в воспитании в лечебно-педагогическом стационаре.
Динамика клинических проявлений у гипертимических личностей в большинстве случаев благоприятна, ибо с годами двигательное возбуждение стихает. У подростков старшего школьного возраста мы не наблюдали такого двигательного и речевого возбуждения, как у детей дошкольного и младшего школьного возраста. У них отмечается лишь двигательное беспокойство, суетливость, иногда болтливость. Повышенное веселое настроение, хорошее самочувствие сохраняются и у подростков старшего школьного возраста. У многих из них наблюдается чрезмерная самоуверенность, повышенная жажда удовольствий, что при неблагоприятных условиях приводит некоторых из них к антисоциальным поступкам. Они бросают школу, втягиваются в праздную жизнь безнадзорных подростков, начинают воровать. У многих из них отмечается повышенная сексуальность.
При благоприятных условиях, при наличии правильного трудового режима, интересующей их работы многие из этих подростков хорошо учатся.
Клиническая картина гипертимической психопатии становится значительно более сложной в пубертатном периоде. Как известно, у психопатических личностей свойственная данному периоду нейроэндокринная перестройка проявляется в более грубой форме, чем у здоровых. В этом периоде гипертимические личности становятся более грубыми, непослушными, раздражительными, отказываются подчиняться какому-либо авторитету. Осознание своей растущей силы и самостоятельности придает свойственной им повышенной самооценке патологический характер. Усиление инстинктивной жизни, повышенная жажда удовольствий при отсутствии трудовой обстановки может быть причиной многочисленных конфликтов в семье и школе. Половое влечение у гипертимических личностей достигает в пубертатном периоде сравнительно большой силы, что нередко приводят подростка к различным эксцессам.
Жажда деятельности при отсутствии возможности добиться желаемого приводит иногда к патологическим реакциям. В отдельных случаях могут возникнуть реактивные депрессии с суицидальными мыслями (суицидальных попыток среди наших больных мы не наблюдали).
У некоторых гипертимических личностей в пубертатном периоде впервые возникают более длительные и более оформленные расстройства настроения, которые можно назвать циклотимическими. У девочек они возникают с началом менструаций. Расстройства настроения характеризуются колебаниями от подавленного до возбужденно-веселого. Эти колебания возникают иногда без видимых внешних причин. В клинической картине каждого из этих состояний можно отметить более или менее выраженные признаки классической триады симптомов циркулярного психоза.
При гипоманиакальном состоянии у этих подростков наблюдается двигательное возбуждение, проявляющееся обычно в необузданных шалостях. В связи со свойственной этим подросткам предприимчивостью и стремлением быть вожаком им удается вовлечь в эти шалости и других, более внушаемых детей и таким образом дезорганизовать весь режим школы или санатория. Наряду с повышенно веселым настроением у них отмечается и большая раздражительность, драчливость, наклонность к озорству. В эти периоды проявляется повышенная сексуальность, они пристают к подросткам другого пола, рассказывают анекдоты неприличного содержания, поют циничные песни. Такие состояния продолжаются от нескольких дней до 2—3 недель и по своим клиническим проявлениям никогда не достигают выраженной картины маниакального состояния. Неопытными педагогами они часто неправильно расцениваются как шалость и распущенность.
Депрессивные состояния слабо очерчены. Выраженной картины депрессии у этих подростков мы не наблюдали. Отмечается лишь несколько пониженное настроение с оттенком тоскливости и вялости, нежелание двигаться, общаться с товарищами. Теряется свойственная этим подросткам инициатива, энергия. Они неохотно включаются в предлагаемую им работу, держатся в стороне от других детей. Часто жалуются на скуку, усталость, тошноту, боли в различных частях тела. Раздражительны, обидчивы, девочки плаксивы. Аппетит в течение депрессивного приступа обычно понижен. Сон страдает, как, впрочем, и во время гипоманиакальных состояний.
Начало и конец того и другого приступов нерезко очерчены. Они постепенно начинаются и кончаются и незаметно переходят в обычное состояние. Вне этих приступов состояние обычное для гипертимической личности.
По катамнестическим данным, дальнейшее течение этих циклотимических расстройств настроения благоприятное. С годами колебания отмечаются значительно реже и более мягко протекают.

Ни у одного из наблюдавшихся нами больных в дальнейшем не развился циркулярный психоз.

Мальчик 12 лет. Подробные данные о наследственности отсутствуют. Известно лишь, что у брата мальчика с 12-летнего возраста отмечались расстройства настроения. Он также находился в школе-санатории, где наблюдались приступы нерезко выраженной депрессии и гипоманиакального состояния. После 3-летнего пребывания в школе-санатории эти приступы стали значительно реже. По катамнестическим данным, в настоящее время (в возрасте 38 лет) служит на предприятии. Временами бывают (реактивно) депрессивные состояния.
Наш больной второй по счету ребенок, беременность им протекала тяжело, родился в состоянии асфиксии (перекручивание пуповины). Физическое развитие запоздалое. Из болезней перенес только корь.
Умственное развитие шло хорошо. Был очень подвижным, любознательным, любил общество детей, игры. На 6-м году, после смерти отца, был направлен в детский дом. Там оказался трудным ребенком в воспитательном отношении в связи со своей чрезмерной подвижностью. По совету врача был направлен в детскую психиатрическую больницу, где пробыл 4 месяца. В возрасте 8 лет был помещен в школу-санаторий. При поступлении мать жаловалась, что мальчик слишком живой и подвижный, временами становится возбужденным, агрессивным, трудным в воспитательном отношении.
Физическое состояние: телосложение правильное. Мягко очерченный профиль. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы нет. Органических симптомов со стороны нервной системы не отмечается. Изредка ночное недержание мочи (раз в 2—3 месяца). Моторная сфера развита хорошо, движения закруглены, плавны. Мимика живая, осмысленная, осанка бодрая, походка легкая, пластичная. Лабораторные исследования крови и мочи не обнаружили ничего патологического. Реакция Вассермана отрицательная.
Психическое состояние: округленное, розовое, всегда приветливо улыбающееся лицо мальчика производит впечатление жизнерадостности и здоровья. Контакт с ним устанавливается легко. Он открыт, доступен, при исследовании старается как можно лучше выполнить задание. Всякий раз справляется, хорошо ли ответил; сам всегда доволен своими ответами. Мышление конкретного типа: все придуманные им рассказы на свободные и заданные темы носят реалистический характер. Внимание не распределено, быстро отвлекается. Легко внушаем. Память удовлетворительная. Ассоциации поверхностны, много внешних ассоциаций. Обычное бодрое настроение часто сменяется периодами возбуждения, когда мальчик шумлив, много двигается, носится по коридорам, дерется с детьми, на уроках неусидчив, не заканчивает начатой работы. Такой период длится от нескольких дней до 3 недель, переходя в обычное состояние, или сменяется периодом подавленности, когда мальчик становится вялым, ничем не интересуется, ходит без дела, весь как-то опускается. Глаза тускнею г. Ребенок худеет, становится раздражительным, капризным, жалуется на головную боль, боль в животе, сам просит, чтобы его уложили в постель. Объясняет свое состояние болезненностью или тем, что скучно, ничего не хочется делать. Эти приступы возникают без внешней причины, длятся 1—3 дня и постепенно переходят в обычное спокойное состояние. По характеру мальчик незлобивый, мягкий, легко заражается примером окружающих. Все делает с большой охотой, в играх азартен, быстро всем увлекается. Лакомка, изредка отмечались мелкие кражи съестного. В классе вне приступов занимается без особой охоты, нет интереса к интеллектуальной работе, продуктивность средняя. Любимые занятия — физкультура и ручной труд. Обнаружил хорошие технические способности и графическую одаренность.
За время наблюдения в школе-санатории (4 года) возбуждения стали отмечаться реже; в первый год их было 4; за последний год они совсем не наблюдались. Приступы депрессии повторялись (1—2 раза в год), но стали более кратковременными и менее выраженными.

Катамнестические данные: после выписки из школы-санатория мальчик был переведен в массовую школу; там быстро привык, подчинился режиму школы. Физическое состояние мальчика несколько ухудшилось, он стал более бледным, вновь появился прекратившийся в школе-санатории ночной энурез. В течение года неоднократно обращал на себя внимание педагогов некоторой подавленностью, но оформленных приступов депрессии они не отмечали. Школу закончил, работает на производстве. Жалоб на расстройства настроения нет.

Из приведенных данных видно, что уже с дошкольного возраста у обоих братьев имелись некоторые патологические особенности эмоции и темперамента, которые становятся более выпуклыми при перемене обстановки, при помещении детей в детский дом. Там детей расценивают как трудно воспитуемых, их исключают за нарушение дисциплины.
Течение заболевания у обоих братьев было благоприятное, циклические расстройства настроения с годами становились значительно реже и протекали более мягко (возможно, здесь играет роль более спокойная обстановка в школе-санатории).
Наши наблюдения количественно недостаточны и катамнез слишком непродолжителен для того, чтобы решить спорный вопрос о связи этих циклотимических колебаний с циркулярным психозом (циркулярный психоз в семейном анамнезе этих детей не отмечался; среди родственников преобладали люди жизнерадостные, общительные). Нашими клиническими наблюдениями устанавливается лишь, что данная клиническая разновидность психопатий представляет собой «клиническое целое», объединенное рядом общих признаков, связанных с повышенным, но неустойчивым настроением и самочувствием. Есть некоторые общие черты и в соматическом складе этих детей. В большинстве случаев они выглядят бодрыми, свежими, у них хороший тургор, гладкая эластичная кожа, румянец. Характерна относительная частота сердечно-сосудистых расстройств. У некоторых детей этой группы отмечались нарушения обмена (излишнее ожирение, мочекислый диатез, артритические явления). Дисфункция вегетативной нервной системы чаще проявляется в повышенном тонусе симпатической нервной системы.
Типичные для всей группы признаки отмечаются и в особенностях их динамики, в большой изменчивости картины психопатии в зависимости как от возрастной фазы развития подростка, так и от условий воспитания и окружающей среды. Все поведение подростка резко меняется, когда он попадает в новую обстановку. Однако основные особенности гипертимической психопатии (повышенное веселое настроение, большая подвижность, жажда деятельности, повышенная живость интеллектуальных процессов) у них более или менее сохраняются. При благоприятных условиях, когда их предприимчивость, энергия направлены на полезную деятельность, они не представляют больших трудностей в воспитательном отношении и легко приспосабливаются к предъявляемым требованиям.
Диагностика этой клинической разновидности психопатии потому так и трудна, что при одной и той же качественной структуре отдельных синдромов степень выраженности болезненных проявлений сильно колеблется в зависимости от среды, в которой живет ребенок или подросток. Отсюда понятно, что основные пути лечебно-педагогического воздействия на этих детей можно найти в хорошо организованной среде и в разумной деятельности, направляющей их энергию и чрезмерную подвижность по социально полезному пути. Если это удается сделать, то при раннем обнаружении такой клинической разновидности психопатий прогноз всегда благоприятен.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »