Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Психастенические личности - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Ко второй группе психопатий следует отнести также и психастению в ее более выраженной форме.
Клиническое положение этой разновидности психопатий, ее место среди других болезненных форм остается еще неопределенным. Поскольку психастения является основой для развития невроза навязчивых состояний, одни авторы относят ее к группе неврозов (пролонгированный невроз; см. лекцию 10), другие рассматривают ее как своеобразную клиническую разновидность психопатий (П. Б. Ганнушкин). Последняя точка зрения нам представляется более правильной, так как среди психастенических личностей есть субъекты с резко выраженной дисгармонией психических свойств, с таким резким нарушением приспособительных механизмов к окружающей среде, что есть все основания причислить эту разновидность к психопатиям.

Термин «психастения» и подробная психопатологическая характеристика этой болезненной формы были даны французским невропатологом Жанэ (Janet), Он считал основным расстройством психастении понижение психического напряжения, подобное тому, какое наблюдается в состоянии утомления или сна. В связи с этим нарушением страдает «функция реального», возникает чувство незавершенности психических процессов. С этим связан ряд особенностей психастенической психики: нерешительность, неуверенность в себе, постоянные сомнения и самоанализ, бесплодное «копание» в себе (названное Жанэ «умственной жвачкой»). В этом нарушении психических процессов Жанэ видел основу для возникновения при психастении навязчивых состояний.
Изучению психастении было уделено много внимания и отечественными психиатрами П. Б. Ганнушкиным и С. А. Сухановым. С. А. Суханов описывал эти формы под названием «тревожно-мнительный характер». П. Б. Ганнушкин сохранил термин «психастения» и представил очень подробное описание ее клинических проявлений. П. Б. Ганнушкину удалось вскрыть одну из существеннейших особенностей психастеников: это чрезвычайная впечатлительность не только к тому, что кругом них в данную минуту происходит, но еще больше к тому, что, по их мнению, может случиться. Он подчеркивает, что возможная опасность для психастеников не менее, а, может быть, более страшна, чем непосредственно существующая. Всякое новое и незнакомое дело, всякая инициатива является для них источником мучений.

Клиническая картина психастении в своей выраженной форме наблюдается главным образом у взрослых. Однако так же как и при других формах психопатий, психастенические проявления никогда не возникают вдруг, а начинаются постепенно, обычно с раннего детства. Отдельные психастенические черты можно отметить даже у детей младшего школьного возраста. Дети эти очень впечатлительны, пугливы, боятся всего нового, обычные предметы часто внушают им страх. В школьном возрасте обнаруживается повышенная тревожность и мнительность, проявляющиеся в боязни заразиться, заболеть. У подростков наблюдается наклонность создавать «защитные средства» и запреты, чтобы «не случилось чего-либо плохого», приметы, суеверия, «угадывание судьбы» путем своеобразных подсчетов и ритуалов.
О раннем начале психастенических проявлений в детском возрасте говорят не только наблюдения детской клиники, но и клинические исследования, посвященные навязчивым состояниям взрослых. В этом отношении интересны данные Д. С. Озерецковского. В приводимых им семи подробных историях болезни больных психастенией можно отметить, как рано обнаруживаются характерные для данной болезненной формы особенности.
Приведем несколько выдержек из этих историй болезни.

Первый больной рос крепким ребенком, но по характеру, с тех пор, как он себя помнит, был боязливым, нерешительным и неуверенным. До 16 лет из боязни заблудиться не отходил один далеко от дома. Боялся домашних животных, так как был напуган рассказами о бешенстве. Тяжело переживал малейшее огорчение, часто плакал, любил мечтать. Второй ребенок по характеру всегда был боязливым, мнительным, робким, застенчивым и тихим, боялся темноты, покойников, вскакивал по ночам, кричал. Третья больная по характеру, как себя помнит, была боязлива, застенчива, впечатлительна, обидчива; обиды от всех скрывала, плакала тайком. Четвертая больная в раннем детстве была очень капризной, много плакала. По характеру всегда была тревожной, беспокойной, очень мнительной, суеверной, но в то же время мягкой, сердечной и привязчивой. Пятый больной рос тихим, боязливым, робким и застенчивым ребенком, был всегда очень раним, тяжело переживал частые ссоры родителей. Шестая больная была всегда общительной, нерешительной, тревожной. Седьмой больной рос одиноким, забитым ребенком, всегда был замкнутым, застенчивым, боязливым, нерешительным, не уверенным в себе, верил в приметы и колдовство.

Из представленных кратких выписок видно, что характерные черты психастенической личности обнаруживаются очень рано. Это вполне соответствует и нашим клиническим наблюдениям. В картине психастении у детей и подростков всегда можно отметить основные признаки данной болезненной форумы. Как и у взрослых, они проявляются прежде всего в нерешительности, тревожной боязливости, сопровождающейся чувством внутреннего беспокойства. У них всегда где-то глубоко таится тревога: «что-то плохое должно случиться». Они боятся заболеть, заразиться, получить плохую отметку в школе и т. д. С тревожной боязливостью всегда коррелируют неуверенность в себе, чувство собственной недостаточности, боязнь оказаться несостоятельным. Это мучительное чувство тревоги и опасения грядущих неприятностей распространяется не только на самого себя, но и на близких людей. У многих из этих детей отмечается тревога за мать; они жалуются, что при всяком уходе матери из дома возникает мучительная мысль, что мать попадет под трамвай. Некоторые из них не отпускают мать из дому, всюду сопровождают ее.
Интеллект у этих детей в большинстве случаев хороший. Логические процессы протекают на высоком уровне. Детям школьного возраста в большинстве случаев доступно обобщение, абстракция. Однако черты психастенической психики можно отметить и в их мышлении, интеллектуальной деятельности. Они проявляются в чрезмерном самоанализе, стремлении постоянно контролировать себя, «копаться в себе». В связи с большой неуверенностью в своих силах и тревожной мнительностью успеваемость в школе ниже их возможностей. При устных ответах они очень волнуются и теряют способность последовательно излагать свои мысли. За контрольные письменные работы они также получают не соответствующие их знаниям низкие оценки, так как в связи с нерешительностью и стремлением бесконечно проверять написанное не успевают закончить работу в положенный срок. Выполнение работы характеризуется большой тщательностью. В большинстве случаев эти дети очень старательны, добросовестны, но малоинициативны и нередко медлительны. С трудом включаются в новую работу, но и с трудом от нее отрываются.
Характерные для психастении признаки отмечаются и в волевых проявлениях, в деятельности этих субъектов. Большинство детей и подростков характеризуется своей слабой активностью, недостатком инициативы и резко выраженной нерешительностью. Они избегают работы, требующей напряжения, боятся ответственности и всегда обнаруживают стремление избегнуть самостоятельного решения. Нередко отмечается наклонность к автоматической деятельности. Они обнаруживают особую любовь к установленному режиму, не любят быстрых перемен, неохотно переключаются на новый порядок жизни. Отмечается желание всегда проверять законченную работу несколько раз, чтобы удостовериться, не сделана ли ошибка; вернуться, не забыл ли чего-нибудь. Некоторые из них проявляют болезненную педантичность, чрезмерную любовь к порядку (даже перестановка вещей на столе вызывает у них неприятное чувство). В некоторых случаях, осложненных синдромом навязчивых состояний, больные жалуются на чувство связанности, собственной несвободы.
Они всегда плохо приспосабливаются к новой обстановке. Будучи по существу общительными, мягкими, доброжелательными, они очень медленно сходятся с товарищами. Их всегда тянет к детям, но они избегают их из-за боязни грядущих неприятностей, насмешек, драки. Большинство из них робки, стеснительны и чаще держатся в стороне от других, но в небольшой компании они охотно веселятся, играют. Они очень обидчивы, ранимы, настроение их неустойчиво: под влиянием обиды, плохой отметки, разлуки с родными у них легко возникают состояния подавленности. Нередко отмечается и повышенная раздражительность, являющаяся иногда разрядкой их внутреннего напряжения. Неустойчивость настроения часто связана с их большой мнительностью: услышанный рассказ о смерти или болезни кого-либо, неприятное зрелище, шутки товарищей выводят их из состояния равновесия. Каждая неприятность переживается долго и внешне проявляется в подавленности либо в повышенной раздражительности.
Трудности воспитания и обучения этих детей объясняются их дисгармоничностью и плохой приспособляемостью к  новой ситуации, к детскому коллективу. У многих детей психастенические черты характера — пониженная самооценка, неуверенность в своих силах — сочетаются с большой жаждой внимания и желанием в чем-либо доказать свое превосходство. Большая податливость и внушаемость часто сочетаются с немотивированным упрямством. При нерешительности, боязни ответственности они нередко неожиданно принимают быстрые, «импульсивные» решения.
В связи с такой внутренней противоречивостью легко возникают конфликтные состояния, проявляющиеся в невротических симптомах. Все эти особенности делают задачу воспитания таких детей очень сложной.
Соматические признаки этих подростков проявляются в повышенной нервной возбудимости, повышении сухожильных рефлексов, дрожании, обмороках, неприятных ощущениях со стороны различных внутренних органов, чаще всего со стороны сердца. Наиболее характерным признаком для этих детей является нарушение центральной регуляции вегетативных функций:        лабильность пульса, тахикардия, брадикардия, усиленная потливость, зябкость, нарушение терморегуляции (субфебрильная температура). В двигательной сфере этих детей отмечаются неравномерность ритма движений, замедленность и порывистость, нередко навязчивые движения.
Течение и прогноз этой клинической разновидности психопатий значительно варьируют в зависимости от возраста больного и от условий среды и воспитания.
Ухудшение психастении чаще наблюдается в переходные возрастные фазы. В период полового созревания нарастает состояние напряженности и внутреннего беспокойства, возникает ряд новых конфликтных переживаний. Нередко конфликты связаны с повышенным сексуальным влечением, которое проявляется у этих подростков в усиленной мастурбации. У некоторых из них с началом периода полового созревания болезненно повышается внимание к своему физическому «я», появляется особая тревога о своей физической неполноценности, неправильном формировании отдельных частей туловища; многие из них жалуются на неприятные ощущения со стороны различных внутренних органов (чаще всего со стороны сердца). Все эти патологические телесные ощущения при повышенном внимании к своему физическому «я» создают почву для возникновения ипохондрических высказываний. Нередко патологические реакции с ипохондрическим синдромом принимают затяжной характер. Наиболее частая форма патологических реакций у психастенической личности — это невроз навязчивых состояний. Из отдельных форм навязчивых состояний чаще других отмечается боязнь заразиться с последующим защитным действием в виде постоянного мытья рук. Наблюдаются и другие защитные действия: дотрагивание до определенных предметов, постукивание, плевание и др.
По окончании пубертатного периода вновь наступает улучшение, подростки становятся не только более спокойными, но и более активными. Нарастает уверенность в своих силах, повышается самостоятельность. Постоянные сомнения и неспособность принять решение уже менее беспокоят больных. Большое значение для этих подростков имеет включение в общественно полезный труд, дающее им возможность найти ту ситуацию в жизни, где они себя чувствуют более крепкими.
Однако достигнутое равновесие не всегда бывает устойчивым, оно нарушается под влиянием различных ситуационных трудностей.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »