Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Распознавание психопатий второй   группы - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 20
РАСПОЗНАВАНИЕ ПСИХОПАТИЙ ВТОРОЙ ГРУППЫ
Дифференциальный диагноз с психопатиями первой группы и легкими формами психических заболеваний
Распознавание психопатий второй группы представляет нередко большие трудности. Эти затруднения возникают главным образом тогда, когда речь идет о более легких вариантах. При выраженной картине психопатии, особенно в стадии декомпенсации, грань между нормой и болезнью достаточно ясна, так как при психопатии нарушается качественная структура личности. Но в менее выраженных случаях нередко очень трудно найти эту грань, так как изменчивость клинических проявлений психопатии в зависимости от условий окружающей среды и от возрастной фазы развития очень велика. Степень компенсации патологических черт характера у этих субъектов может сильно колебаться.
На эту изменчивость клинических проявлений при психопатии в свое время обратил внимание С. С. Корсаков. Он подчеркивал, что дальнейшая судьба патологических личностей зависит от условий, в которых они живут, и от возможности приспособиться к жизни. «Если судьба их благоприятно обставит, они не считаются больными и могут с успехом заниматься своими общественными делами. Другие, считаясь здоровыми, называются оригиналами, самодурами, чудаками, некоторые попадают в число людей, которых называют порочными. И, наконец, третьи, где аномалия психической жизни резко бросается в глаза, помещаются в учреждения для умалишенных».
П. Б. Ганнушкин отмечает, что степень проявления той или другой формы конституциональной психопатии представляет очень большое богатство оттенков от легких и до тяжелых психопатических состояний, требующих интернирования. В то же время качественная сторона клинической картины остается в известных рамках неизменной. Он справедливо подчеркивает, что вопрос о компенсированных формах психопатии имеет громадное практическое значение, а иногда и решающее, так как в зависимости от степени выявления психопатии поведение психопата может быть совершенно различным. Так, П. Б. Ганнушкин пишет: «Один эпилептоид может прекрасно вести большое дело, другой — тоже эпилептоид— совершить преступление. Один шизоид — всеми любимый поэт, музыкант, художник; другой — никому не нужный, невыносимый бездельник и паразит». Лишь в отдельных случаях, по мнению П. Б. Ганнушкина, степень психопатии может быть велика и без внешних влияний, но в большинстве случаев выявление психопатии в значительной мере зависит от внешних воздействий.
Из всего сказанного об изменчивости клинических проявлений психопатии следует, что диагноз психопатии и во второй группе должен ставиться с большой осторожностью.
Диагноз «психопатия» становится более достоверным лишь тогда, когда он обоснован не только данными статики, но и динамики. Поэтому так важно при установлении диагноза в каждом конкретном случае не ограничиваться изучением симптомов настоящего состояния, но и собирать тщательные сведения о прошлом больного — об особенностях его поведения в различных возрастных периодах и в различных жизненных ситуациях.
Для изучения динамики психопатии очень важно познакомиться с окружением ребенка, семейными условиями, ситуацией в школе. Необходимо также уточнить ряд моментов, характеризующих особенности типа реагирования данной личности в определенной среде, исследовать, есть ли особая ранимость в отношении определенных раздражителей.
Как показывают клинические наблюдения, в зависимости от качественной структуры психопатии (от типа аномалии развития, лежащей в ее основе) меняется степень ранимости в отношении тех или других патогенных факторов. Так, например, для аутичных личностей особое патогенное значение имеют те воздействия, которые связаны с ущемлением самолюбия, тогда как аффективные, гипертимические личности чаще всего дают патологические реакции при материальной недостаточности в семье и при отсутствии достаточного надзора. Для психастенической личности наиболее патогенной является ситуация, в которой подчеркивается ее несостоятельность, в частности, когда возникает необходимость принять экстренно самостоятельное решение.
В некоторых диагностически более сложных случаях важно узнать, каковы преимущественные типы патологических реакций, наблюдавшихся у данной личности. Клинические факты доказывают, что у психастенических, гипертимических и аутичных личностей наблюдается  известное различие в этом отношении. Так, у психастенических личностей наиболее часто встречаются невротические состояния в форме невроза страха или навязчивых состояний, принимающих обычно затяжной характер. У гипертимических личностей невротические состояния встречаются значительно реже: в ответ на ситуационные трудности они реагируют депрессивными состояниями либо, что чаще, психопатическим поведением. У аутичных личностей невротические состояния также нередки, но наряду с этим наблюдается и своеобразное состояние апатии, вялости, состояния двигательной заторможенности, оцепенелости кататоноподобного характера. Выражением неадекватной реакции у них служат различные формы дурашливого поведения и патологического фантазирования. Отмечаются и своеобразные онероидные состояния с грезоподобными проявлениями.
П. Б. Ганнушкин наблюдал реактивные психозы со ступорозными кататоноподобными явлениями у субъектов с так называемой шизофренической конституцией. Некоторые авторы рассматривают их как проявление шизофрении. Действительно, если ограничиться коротким наблюдением больного, то окончательный диагноз остается открытым.
Таким образом, только тщательное всестороннее обследование ребенка и динамическое наблюдение за ним, устанавливающее тип его реагирования в определенной среде, дают право поставить диагноз психопатии. В сомнительных случаях следует ограничиться только указанием на наличие патологических черт характера и оставить данного ребенка для дальнейшего наблюдения как «угрожаемого» в смысле возможности развития у него психопатии. Естественно, что курирующий врач должен принять все меры для предупреждения этой возможности.
Диагноз психопатии без указания, к какой клинической разновидности относится данное наблюдение, недостаточен для клинициста. Из такого общего диагноза не вытекает практического вывода о предположительном прогнозе и необходимых лечебно-педагогических мероприятиях. Поэтому так важно указать тип психопатии (предполагаемый характер аномалии развития, лежащий в ее основе). И эта задача является нелегкой, так как в клинике «чистые» формы конституциональных психопатий встречаются редко. Очень часто наблюдаются смешанные и переходные формы. Диагноз отдельных форм психопатий приходится ставить на основании ведущих клинических симптомокомплексов, определяющих качественную характеристику психопатии. Так, например, у аутичных и психастенических личностей много сходных черт характера. У той и у другой личности наблюдается робость, застенчивость, плохая приспособляемость к окружающей обстановке. И аутичные, и психастенические личности очень медленно сходятся с коллективом, стоят в стороне от него. Однако генез этой отгороженности различен. Психастеник по существу общителен и стремится к общению с другими детьми, тяготится своей отгороженностью от коллектива. Его отгороженность объясняется лишь постоянной тревогой, чувством своей недостаточности, боязнью оказаться несостоятельным, тогда как аутичный ребенок не стремится к общению с другими детьми. Некоторые из них на вопрос, есть ли у них друзья, отвечают: «а зачем они?». Другие мотивируют тем, что дети «мешают им думать». Следовательно, в то время как при психастении отгороженность от коллектива является как бы вторичной (защитной установкой), у аутичных субъектов она — основной признак.
При дифференциации отдельных клинических разновидностей психопатии в детском возрасте возникает большая трудность в связи с наличием так называемых преимущественных синдромов, типичных для определенной возрастной фазы, но не типичных для формы психопатии, как, например, синдром неустойчивости с чрезмерной подвижностью, непоседливостью, болтливостью (у детей дошкольного и школьного возраста), или наклонность к дурашливости, шутовству, мудрствованию у детей старшего школьного возраста (в пубертатном и препубертатном периодах). Чтобы избегнуть диагностических затруднений, необходимо, во-первых, учесть качественную характеристику синдромов и, во-вторых, принять во внимание особенности всей личности в целом.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »