Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Диагноз аутичных и психопатий второй группы - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Наиболее трудными в дифференциально-диагностическом отношении являются аутичные психопатии. Описанную выше клиническую картину аутичной психопатии некоторые авторы (Э. Блейлер и др.) рассматривают как латентную форму шизофрении без прогредиентного течения. В пользу этого предположения приводятся: 1) факты из семейного анамнеза этих лиц (большой процент больных шизофренией в семьях); 2) данные о преморбидном характере лиц, заболевающих шизофренией. Эти факты подтверждаются и наблюдениями детской клиники.
Тем не менее остается непонятным, какой смысл относить к процессуальным заболеваниям непрогредиентные формы. Это привело бы к неправомерному расширению этой группы заболеваний и большой путанице понятий. Наши клинические наблюдения, относящиеся к этой разновидности психопатии, катамнестически прослеженные в течение многих лет (10—20 лет), дают нам основание утверждать необходимость исключения этой группы психопатий из границ вяло протекающей шизофрении.
Для дифференциального диагноза аутичной психопатии с вяло протекающей шизофренией должны быть использованы два критерия: 1) критерий качественной характеристики сходных клинических синдромов, 2) критерий динамики развития клинических проявлений. При аутичной психопатии, так же как и при шизофрении, имеются более или менее грубо выраженные нарушения в эмоциональной сфере: бледность эмоций, некоторая вялость и скудость в их выражении и отсутствие детской непосредственности и жизнерадостности. Однако при психопатии никогда не наблюдалось той апатии и безучастности к окружающим, которые характерны для вяло протекающей шизофрении. Об этом говорят данные М. С. Певзнер о шизоидной психопатии в детском возрасте. Автор указывает, что при бедности выражения эмоций вовне у аутичных богатый внутренний мир, они проявляют интерес к окружающему, большую любознательность (избирательную). У многих из них выражены эстетические эмоции: любовь к красивому, к музыке, к литературе. При малой потребности в общении с окружающими в большинстве случаев у них отмечаются сильные привязанности к отдельным людям (к родным, матери). У них часто не по-детски глубоки переживания, связанные с чувством неполноценности. Они очень сильно страдают от своей моторной недостаточности, плохой приспособляемости к окружающему, и в то же время у многих из них глубоко таится чувство внутреннего превосходства перед другими детьми.
Особенности мышления у аутичных личностей также имеют клиническое сходство с расстройством мышления при вяло протекающей шизофрении. Это сходство проявляется в наклонности к схематизации, резонерству, мудрствованию. Однако мышление аутичных резко отличается от шизофренического. Здесь отсутствуют характерные для шизофрении нарушения динамики мыслительного процесса (наплыв мыслей, остановка мыслей, расщепление мысленного процесса и др.). Логические процессы у аутичной личности обычно на высоком уровне, продуктивность хорошая. Большинство из аутичных подростков хорошо учится в школе. Им хорошо дается математика, физика и другие предметы, требующие отвлеченного мышления. У них отсутствуют характерные для шизофрении нарушения работоспособности, затруднения в усвояемости, неспособность сосредоточиться на задании и полностью его осмыслить. Отмечающаяся у аутичных субъектов рассеянность резко отличается от рассеянности больного шизофренией. Она объясняется не расстройством мыслительного акта, а поглощенностью своими собственными мыслями. Они сосредоточены главным образом на своих переживаниях, от этого резко страдает их внимание к внешним впечатлениям.
Деятельность аутичных личностей также отличается от деятельности больных шизофренией. Даже при выраженных патологических проявлениях при психопатии (наличие наклонности к автоматизму, слабость инициативы, плохая приспособляемость) никогда не отмечается той разлаженной и дезорганизованной деятельности, какая имеет место у больных шизофренией. Круг деятельности их сужен, интересы избирательны. Но в отношении интересующего их предмета они проявляют достаточную целенаправленность и организованность. В их деятельности нет характерной для шизофрении резкой оторванности от реального: даже у субъектов, склонных к мечтательности и фантазированию, в содержании фантазии всегда можно установить наличие связи с реальной ситуацией (переживания связаны с неудовлетворенностью своей жизненной ситуацией).

Еще большее значение для дифференциальной диагностики имеет критерий динамики, течения. Клинические наблюдения, касающиеся динамики аутичных психопатий (работы Г. Е. Сухаревой, Т. П. Симеон, М. С. Певзнер, Р. А. Морган и др.), устанавливают, что дальнейшее развитие этих форм благоприятное, за исключением небольшой части случаев (у которых в дальнейшем развился шизофренический процесс): подростки с годами становятся более общительными, более организованными, более приспособленными к жизни. Следовательно, как ни труден дифференциальный диагноз между выраженной формой психопатии и психическим заболеванием, все же он возможен, особенно если в полной мере использовать динамический метод.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »