Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Затруднения могут возникнуть и при дифференциальном диагнозе органической психопатии с патологическим формированием характера под влиянием неблагоприятной среды и воспитания (см. лекцию 11).
Нездоровый жизненный уклад в семье, плохие, развращающие ребенка примеры, беспорядочный образ жизни, скандалы и пьянство родных благоприятствуют развитию у детей и подростков таких навыков и форм поведения, которые делают их похожими на психопатических личностей. Ребенок, лишенный правильного руководства в семье, предоставленный самому себе, уходит на «улицу», ищет там каких-то новых впечатлении, сближается с безнадзорными подростками. Втягиваясь постоянно в эту праздную жизнь, он теряет ранее приобретенные навыки к труду, усваивая нравы этих подростков, постепенно становится все более ленивым, распущенным, грубым, циничным; появляются нездоровые интересы, растормаживаются грубые влечения.
В тех случаях, когда дефекты поведения и деятельности наиболее резко выражены, дифференциальный диагноз с органической психопатией может представить некоторые затруднения. Однако при более тщательном анализе имеющихся данных удается вскрыть, что корни происхождения неправильных поступков здесь совершенно другие, чем при органической  психопатии. Раздражительность, грубость, озлобленность, а иногда и ненависть к людям, наблюдающиеся у подростков с неправильным формированием характера (под влиянием неблагоприятных условий жизни), имеют другие формы проявления, чем при органической психопатии. Аффективные вспышки у них не производят впечатления чего-то безудержного, болезненного, как при органической психопатии. Они являются лишь результатом распущенности, нежелания себя сдержать, иногда демонстративны и носят характер нарочитости, желания добиться определенной цели. Их отрицательное отношение к людям объясняется суровым воспитанием. Отсутствие ласки и внимания со стороны близких, постоянные угрозы наказания развивают у ребенка неправильное миропонимание. Весь мир и люди рассматриваются ими как нечто враждебное, на всех они смотрят с недоверием, возникает агрессивная установка в отношении окружающих. Но в отличие от органических психопатий, при которых эти агрессивные установки связаны с дисфорическим настроением или с измененными повышенными влечениями, у подростков, живших в неблагоприятных условиях, по существу нет грубых болезненных нарушений в эмоциональной жизни. У них отмечается избирательность в отношении к людям. Подростки враждебно относятся только к взрослым; к сверстникам же они относятся хорошо, обнаруживая нередко достаточное чувство товарищества.
Нарушение работоспособности у этих подростков связано главным образом с педагогической запущенностью, с отсутствием навыков к деятельности, так как с раннего детства они не были приучены к труду. Здоровая детская энергия и инициатива в условиях неправильного воспитания либо затормаживалась, либо направлялась по неправильному пути. Грубых интеллектуальных дефектов у этих «педагогически запущенных» подростков обычно нет. В практической жизни они обнаруживают определенную сметливость и иногда даже не соответствующую возрасту практическую зрелось. Другими словами, неправильные формы поведения, наблюдающиеся у детей, воспитывавшихся в неблагоприятной среде, психологически понятны, тогда как при органических психопатиях они имеют в основе биологическую недостаточность в связи с перенесенным мозговым поражением.
Отсюда понятно, что нарушение поведения и работоспособности у подростков, «педагогически запущенных», легче поддается обратному развитию при изменении окружающей его среды, чем при органической психопатии. Поэтому при дифференциально-диагностических затруднениях большое значение приобретают данные динамического наблюдения. При помещении ребенка в соответствующие условия и включении его в интересную трудовую деятельность и в хороший детский коллектив через более или менее продолжительный период времени удается установить, что за всем этим «фасадом» грубости и распущенности кроется здоровая личность.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »