Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Дифференциальный диагноз органических психопатий от психопатоподобных состояний, наблюдающихся при процессуальных нервно-психических заболеваниях, значительно труднее, чем при других клинических разновидностях психопатий. Эти трудности вполне понятны, если учесть, что органические психопатии по своей патогенетической основе значительно отличаются от других форм психопатий, так как наряду с аномалией развития здесь есть и признаки постпроцессуального дефекта.
В ряде случаев дифференциальный диагноз между органической психопатией и психопатоподобным состоянием процессуального характера совершенно невозможен без точных анамнестических данных и длительного клинического наблюдения.
Иллюстрацией к сказанному по поводу трудностей дифференциального диагноза психопатии и психопатоподобного состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях может служить следующая история болезни девочки, страдающей эпидемическим энцефалитом.

Девочка 9 лет. Из анамнеза известно, что она родилась в срок и развивалась до 7 лет нормально. Была жизнерадостным, общительным, добрым, отзывчивым ребенком.
Заболела в возрасте 7 лет. В течение недели отмечалось состояние сонливости, повышенная температура. Врач диагностировал эпидемический энцефалит. В течение месяца после этого была очень слаба, апатична, похудела. В дальнейшем стала более бодрой, но обнаружились изменения личности. Прежде спокойно игравшая с детьми, девочка стала задевать их, бить без какого-либо повода, приставала к взрослым, как бы задаваясь целью раздразнить всех. Часто цинично бранилась, убегала из дому; только вечером, побуждаемая голодом, возвращалась домой. Почти весь день проводила на рынках, переходя от одного лотка к другому и беря все, что ей понравится.
В школе не удержалась, на 4-й день отвести ее туда уже не удалось. Она отказалась от каких бы то ни было занятий, никого не слушала. Была направлена в клинику.
При соматическом и неврологическом обследовании никаких отклонений от нормы обнаружено не было. Лабораторные данные также не выявили отклонений. В беседе с врачом девочка обнаруживает большую наблюдательность, подробно сообщает о своей жизни, знает много стихотворений. Грубых расстройств интеллекта нет. Память хорошая. В отделении находится в постоянном двигательном возбуждении, ее трудно заставить посидеть на месте хотя бы несколько минут. Все время пристает с просьбами, вопросами; настроение у нее приподнятое. Поет, смеется, гримасничает, ни на какой работе не может сосредоточиться даже на короткое время, бесцельно ходит из одной комнаты в другую. Интереса ни к чему не проявляет, ни к кому не привязана, по родным не скучает, никогда не обижается. Бьет маленьких детей. Аппетит повышен, сон расстроен, часто бессонница. Временами, чаще к вечеру, у нее бывают состояния возбуждения без внешнего повода, сопровождающиеся агрессивными разрушительными действиями. Такие состояния возбуждения продолжаются до часу ночи и больше. После месячного пребывания в клинике выписана без улучшения.

Диагноз психопатоподобного состояния, обусловленного эпидемическим энцефалитом, в данном случае не представляет сомнения. В пользу этого говорят анамнестические данные, доказывающие, что до 7-летнего возраста девочка развивалась нормально и не представляла никаких трудностей в воспитательном отношении; изменения характера и поведения у девочки начались после перенесенного эпидемического энцефалита. При отсутствии анамнестических сведений отграничение психопатоподобного состояния этой больной от органической психопатии могло представить немалые трудности. Однако при тщательном анализе клинических проявлений дифференциальный диагноз возможен. В пользу постпроцессуальной психопатизации говорит ряд признаков, указывающих на грубый распад личности, нарушение ее целостности (см. лекцию 22). Характерным для постпроцессуального дефекта является и грубое нарушение оценки реальной ситуации при сохранном интеллекте, отсутствие какой-либо цели и направленности в деятельности больной.
Для проведения дифференциального диагноза важно учесть и другие симптомы, типичные для той и другой формы.
Так, при эпидемическом энцефалите наблюдаются расстройства сна (извращение формулы сна) и своеобразные состояния двигательного возбуждения, возникающего обычно к вечеру без видимого внешнего повода. Возбуждение характеризуется большой аффективной напряженностью, разрушительными тенденциями, трудно поддается лечебному и педагогическому воздействию. Заканчивается обычно через 2—3 часа большой усталостью с последующим сном.

В поихопатоподобных состояниях, являющихся выражением постпроцессуального шизофренического дефекта (или гебоидной формы шизофрении), имеется также некоторое сходство с органической психопатией. Для дифференциального диагноза важно учесть типичные для данного заболевания расстройства мышления и аффективной жизни. Даже при наличии некритичности к своему патологическому поведению больные шизофренией часто жалуются на «пустоту в голове», «наплывы мыслей», неспособность сосредоточиться. Многие из них отмечают у себя нарушение единства в мыслях и поступках. Агрессивные поступки этих больных протекают без аффективного напряжения, на фоне общей вялости, равнодушия. В их агрессивных актах в отношении к своим близким, ранее любимым людям, есть много перверзных влечений.

Мальчик 14 лет подходит к матери со словами: «мамочка, родная, изумительная», обнимает ее и тут же начинает душить, приговаривая: «вот сейчас еще немножко сожму и кончу все». Вывертывает ей больную руку, хохочет. На лице выражение любопытства и страха.

В то же время у них нет такого полного эмоционального оскудения, как при органической психопатии с распадом личности. Они более самолюбивы и чувствительны к обиде.
Для дифференциального диагноза органической психопатии с психопатоподобными состояниями процессуальной природы необходимо принимать во внимание и данные соматического состояния больного. Эти данные приобретают решающее значение при конгенитальном сифилисе мозга, который у детей часто протекает с картиной психопатоподобного поведения. В подобных случаях диагноз иногда устанавливается на основании неврологических данных и специфических для сифилиса изменений в крови и спинномозговой жидкости.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »