Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Клиника врожденной нервности - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лекция 23
К СУЖЕНИЮ ПОНЯТИЯ ПСИХОПАТИЙ
Клиника врожденной нервности
Проблема отграничения психопатии от других сходных болезненных состояний является в детской клинике еще значительно более актуальной, чем в общей 'Психиатрии. Клинические проявления патологического поведения, так называемые психопатоподобные состояния, в детской клинике относятся к числу «преимущественных» синдромов, наблюдающихся при разнообразных заболеваниях.
Четкое определение понятия психопатии является одним из важных условий для уточнения критериев распознавания психопатий и тем самым сужения границ этой болезненной формы (см. лекцию 13). Так, если твердо помнить о том, что психопатия представляет собой своеобразную врожденную или рано приобретенную аномалию развития нервной системы, то сразу становится ясным, что из этой группы должны быть изъяты все те формы патологического поведения, которые являются выражением развивающегося болезненного процесса. Существующая тенденция расширения диагностики психопатии за счет легко протекающих форм психозов глубоко неправильна. Психоз — болезненный процесс, а психопатия — относительно стационарное патологическое 'состояние; динамика клинических проявлений здесь определяется другими закономерностями, чем при процессуальных формах.
Для сужения границ психопатии очень важно также учесть, что к психопатиям относятся только те формы патологического поведения, которые возникают на фоне недостаточности нервной системы (врожденной или рано приобретенной). Поэтом из группы психопатий выключаются все формы патологического поведения, обусловленные главным образом неблагоприятными влияниями социальной среды, неправильным воспитанием и длительно травмирующей ситуацией.

Если учесть, что к психопатиям относятся только тяжелые аномалии развития нервной системы, то становится понятной необходимость исключить из группы психопатий более легкие формы аномалии развития, где нет характерной для психопатии тяжелой дисгармонии психических свойств и резко нарушенной приспособляемости к социальной среде.
К этим более легким аномалиям развития относятся следующие.

  1. Различные проявления общего инфантилизма, характеризующиеся не соответствующей данному возрасту, но более или менее гармоничной детскостью психики, связанные с замедлением темпа развития, с временной задержкой развития нервной системы. Эти формы отличаются от психопатий, так как в их клинической картине отсутствует характерная для психопатической личности резко выраженная дисгармония психических свойств (см. лекцию 17). Только те особые, более тяжелые формы инфантилизма, при которых очень рано проявляется дисгармония психических свойств, служат патогенетической основой психопатии («дисгармонический инфантилизм»).
  2. Та форма аномалии развития нервной системы, которая носит название врожденной нервности (невропатии).

Из всех перечисленных клинических форм в настоящей лекции остановимся только на последней — врожденной нервности.

Вопрос о самостоятельности врожденной нервности и необходимости ее отграничения от психопатии не является еще решенным в общей психиатрии. Одни психиатры рассматривают врожденную нервность как одну из форм психопатий (астенические психопатии), другие — подчеркивают своеобразие ее клинической картины, ее особый патогенез с преобладанием вегетативно-соматических нарушений и считают более целесообразным выделить ее из группы психопатий [Рейхардт (Reichardt)]. В руководстве по общей психиатрии Крепелина врожденная нервность описывается не в главе о психопатиях, а в разделе особых «оригинарных», врожденных болезненных состояний. Майер-Гросс, пользуясь определением психопатии К. Шнейдера, предлагает относить к нервным те аномальные личности, которые сами страдают от своей недостаточности, а к психопатическим — те, от которых страдает и общество (о неудовлетворительности такого критерия деления было сказано в лекции 13).
Более определенной точки зрения по данному вопросу придерживаются психиатры, курирующие детей. Они утверждают, что врожденная нервность не только по клинической картине, но и по патогенетической основе глубоко отличается от психопатии.
Мы также считаем, что существующее смешение понятий, приводящее к чрезмерному расширению границ психопатии, вредно отражается на повседневной клинической работе. Отграничение врожденной нервности от психопатии необходимо и с целью более правильной организации лечебных и лечебно-педагогических мероприятий.

Само название «врожденная нервность» не является общепринятым. Для обозначения этой группы употребляются и другие термины: «конституциональная нервность», «невропатия», «нервозность» и др. Несмотря на различные названия этой клинической формы, сущность ее одинаково понимается разными авторами. Все они согласны с тем, что врожденная нервность не является болезнью в настоящем смысле слова. Это лишь почва, предрасполагающая к возникновению различных невротических форм. Моносимптоматические формы неврозов у детей чаще всего возникают на основе врожденной нервности (см. лекции 8 и 9).
Истоки развития понятия «врожденная нервность» следует искать не в психиатрии и невропатологии, а в клинике внутренних болезней и прежде всего в педиатрической. Проявления врожденной нервности в своей наиболее отчетливой форме чаще всего наблюдаются педиатрами. Большинство крупных клиницистов-педиатров, как отечественных, так и зарубежных, уделяло много внимания клинике и терапии врожденной нервности у ребенка. Клиника врожденной нервности у детей младенческого возраста была описана главным образом педиатрами. Ими был установлен ряд клинических и лабораторных фактов, имеющих большое значение для понимания патогенетической сущности этой формы.
Часть педиатров рассматривала проявления детской нервности как своеобразный диатез. Французские педиатры выделили специальную форму нервно-артритического диатеза. М. С. Маслов под названием нервно-артритической аномалии конституции также описывает ряд проявлений врожденной нервности. Автор указывает, что при этих формах имеется извращение обмена веществ, главным образом пуринового, и нарушение функции эндокринных желез. Видеманн (Wiedemann) считает основным расстройством при врожденной нервности вегетативную дистонию, причину которой он видит в недостаточной регуляции вегетативных центров гипоталамической области.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »