Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Причины и профилактика врожденной нервности - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Причины врожденной нервности характеризуются своей сложностью. В некоторых разновидностях можно отметить роль наследственных факторов: в семейном анамнезе часто наблюдаются так называемые нервные субъекты. У них имеются признаки повышенной эмоциональной возбудимости, астении, тревожности, мнительности. Однако в каждом конкретном случае часто трудно установить, в чем основная причина проявлений нервности у ребенка: в унаследованных патологических задатках или в неправильном воспитании, так как нервные, тревожные, возбудимые и мнительные родители не могут правильно воспитать своего ребенка и к тому же сами являются плохим примером для него.
Частыми причинами детской нервности являются различные внешние вредности, воздействовавшие на ребенка еще во внутриутробном периоде или в первые годы жизни (диспепсия и другие желудочно-кишечные расстройства, различные инфекции, легкие ушибы головы, психическая травма). Особенно большое значение в возникновении детской нервности имеют инфекции, следующие друг за другом («цепочкой»), и хронические инфекции, как туберкулез, ревматизм.
Неблагоприятная среда и неправильное воспитание являются способствующими факторами при формировании личности с явлениями врожденной нервности. Неблагоприятное влияние на формирование характера ребенка оказывает резкое расхождение между требованиями родителей (часто тревожных и мнительных), стимулирующих развитие у ребенка чрезмерной осторожности, опасливости, и требованиями детского коллектива, который ценит самостоятельность, активность, смелость. Это противоречие создает конфликтные состояния и предрасполагает к возникновению невротических реакций.  
Среди различных причин, предрасполагающих к возникновению нервности и невротических реакций ребенка, одно из важных мест занимают ошибки воспитания. Поэтому и в профилактике нервности центральным звеном является борьба за правильное воспитание ребенка. Развитие личности ребенка тормозится как при чрезмерно строгом, так и при изнеживающем воспитании. Рационально поставленное воспитание ставит себе задачу выработать у ребенка способность сдерживать себя и наряду с этим жизнерадостность, бодрость и уверенность в своих силах. Это достигается путем разумных требований, выполнимых для ребенка, без угрозы наказания, без излишней строгости и чрезмерной ласки, а путем мягкой настойчивости. Для правильного развития ребенка чрезвычайно важно давать ему для усвоения лишь посильный для его возраста материал. Не надо чрезмерно форсировать развитие ребенка постоянными разговорами, чтением и рассказами, не соответствующими его возрасту и умственному развитию. При таком неправильном воспитании часто создается тип «маленьких старичков», недеятельных созерцателей, плохо приспособленных к жизни.
Важно избегать перегрузки нервной системы ребенка возбуждающими впечатлениями, устрашающими рассказами, частыми посещениями кино и театров. Всякие развлечения, предоставляемые детям, должны быть строго дозированы. Для ребенка дошкольного возраста длительность и частота таких развлечений, как кино и театр, не должны превышать часа 1—2 раза в неделю. Для борьбы с чрезмерным патологическим фантазированием ребенка лучшим средством служит развитие у него наблюдательности путем изучения явлений природы, ухода за животными, работы в живом уголке.
Учитывая повышенную чувствительность ребенка, его невыносливость к отдельным раздражителям, основное внимание нужно уделить его закаливанию, как физическому, так и психическому. В этом отношении большое значение имеет физкультура (гимнастика, игры, спорт), различные водные процедуры (обтирание, души), правильный режим и правильное питание, а главное — труд и воспитание в коллективе. Они дают радость творческой работы, развивают выносливость, активность и правильные навыки в общественной жизни.
В отличие от психопатии при врожденной нервности не требуется сложных лечебно-педагогических мероприятий. Но зато больше внимания следует уделять тренировке вегетативно-сосудистых функций, учитывая, что в патогенетической основе этой аномалии развития нарушениям со стороны вегетативной нервной системы принадлежит ведущее место.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »