Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Понятно, что течение и прогноз неодолимых влечений неодинаковы при различных клинических формах и находятся в тесной зависимости от основного заболевания. Синдром расторможенных повышенных влечений, обусловленный психогенным фактором или тяжело протекающим пубертатном возрастом, обычно протекает благоприятно. В хороших условиях он чаще подвергается обратному развитию. Регредиентное течение синдрома неодолимых влечений наблюдается нередко и при психопатии и психопатоподобных состояниях. При своевременном вмешательстве с возрастом больного синдром неодолимых влечений может постепенно затухать по окончании пубертатного периода.
При процессуальных формах прогноз более тяжел и зависит от течения данного заболевания. Во всех случаях некоторое прогностическое значение имеет и содержание синдрома неодолимых влечений: импульсивное стремление к самоубийству, перверзные сексуальные влечения и влечение к поджогам имеют более тяжелый прогноз.
Для прогноза имеет значение и своевременное распознавание, и организация лечебно-профилактических мероприятий.
Распознавание синдрома неодолимых влечений у детей нередко бывает трудным, так как в каждом конкретном случае нелегко отграничить импульсивное влечение от одностороннего усиления влечений, являющегося еще физиологическим состоянием у ребенка в переходные возрастные периоды. Поэтому у детей диагноз «синдром неодолимых влечений» в этом периоде ставится с большой осторожностью.
К неодолимым влечениям следует относить лишь те разновидности, когда влечение возникает остро, внезапно, характеризуется особой силой и по содержанию противоречит интересам и склонностям данной личности. Важно также учесть, что в момент своего возникновения неодолимое влечение захватывает всю личность целиком и быстро реализуется в действии.
Еще более сложно распознавание переходных форм неодолимых влечений, которые возникают вначале реактивно и в дальнейшем закрепляются по механизму условных связей. Чтобы установить генез синдрома неодолимых влечений и его характер, необходимо не только учитывать симптомы настоящего состояния, но и тщательно анализировать прошлое больного, учесть все предыдущие стадии развития данного синдрома.
Понятно, что для установления нозологической природы синдрома неодолимых влечений требуется изучить клиническую картину болезни в целом, определить особенности личности больного и окружающей среды. Однако некоторое диагностическое значение имеет и качественное своеобразие синдрома неодолимых влечений. В том случае, когда речь идет об усилении влечений у здоровых подростков в переходные возрастные периоды, обычно нет такой массивности и перверзности влечений, как в патологических состояниях. Кроме того, этот синдром легче поддается обратному развитию. При реактивных состояниях нередко удается вскрыть, что в основе тягостного напряжения, разрядом которого является импульсивное действие, лежит конфликт, обусловленный трудной жизненной ситуацией.
У психопатической личности клинические проявления синдрома повышенных неодолимых влечений и корни его происхождения меняются также в зависимости от клинической формы психопатии. В синдроме повышенных влечений у инфантильной психопатической личности не так резко выражены элементы насильственности, как при органической психопатии. Побеги у инфантильной психопатической личности возникают в связи с обилием желаний, жаждой новых впечатлений и недостаточной способностью подавлять влечения. При органических психопатиях в возникновении неодолимых влечений большое значение приобретает наличие дисфорических состояний.

Элементы неодолимости влечений иногда отмечаются и у психастенической личности. В таких случаях необходимо отграничить импульсивные действия от навязчивых. Последние более элементарны и стереотипны и носят защитный характер. П. Б. Ганнушкин подчеркивает, что импульсивное действие в противоположность навязчивому не является чем-то неестественным, вынужденным, оно представляется сознанию больного направленным к достижению некоторой желанной цели (хотя и не всегда осознанной).
Крепелин видит различие навязчивого и импульсивного в том, что первое связано всегда с чувством опасения, второе сопровождается устремлением к действию.
При психопатоподобных состояниях, обусловленных ранее перенесенным мозговым заболеванием, синдром повышения грубых влечений носит совершенно иной характер. Импульсивные влечения у этих больных совершенно бессмысленны и нецеленаправленны, часто носят нелепый, а иногда и перверзный характер. В большинстве случаев речь идет о расторможенности инстинктов, носящих нередко агрессивный характер. Грубые сексуальные влечения с элементами садизма сочетаются с импульсивным бродяжничеством и влечением к поджогам. В то же время у этих детей очень резко страдают чувства симпатии, привязанности к близким. Они обычно не испытывают чувства стыда, раскаяния, обиды. При более тяжелых формах отсутствует и брезгливость, больные неряшливы, едят все без разбора. В клинической картине этих форм синдром неодолимых влечений обычно сочетается уже с признаками распада личности. Расторможение влечений — одно из главных проявлений регресса личности.
Наличие неодолимых влечений и импульсивных действий представляет большую опасность как для самого больного, так и для окружающих. Поэтому вопросы профилактики, лечения и судебнопсихиатрической экспертизы этих расстройств приобретают чрезвычайно большое значение. Для организации профилактических мероприятий очень важно учесть все сказанное выше о постепенном становлении неодолимых влечений у детей, развивающихся вначале реактивно и в дальнейшем закрепляющихся как привычные акты, по механизму патологически упрочившейся условной связи. У детей этот механизм приобретает чрезвычайно большое значение. При большой лабильности психики у них нередко отмечается и своеобразная психическая инертность. Значение инертности в возникновении неодолимых влечений у детей подчеркивается также Трамером. У них относительно легче, чем у взрослых, образуются патологические привычки. Начатую деятельность им часто очень трудно прекратить.
Из этих клинических наблюдений вытекает практически важный вывод в отношении профилактики неодолимых  влечений: искоренение патологической привычки следует проводить в самом начале ее зарождения. Для этих целей необходимы экстренные лечебно-педагогические мероприятия, чтобы расторгнуть патологическую условную связь. Ребенок должен иметь новые жизненные цели; деятельность его должна быть эмоционально насыщенной и интересной для него. В более тяжелых случаях ребенка следует поместить в психоневрологическую больницу.

Лечение этих состояний, являющихся нередко опасными для ребенка и окружающих, представляет трудную и очень важную задачу. Вопросы психотерапии неодолимых влечений у детей успешно разрабатывались отечественными психиатрами В. М. Бехтеревым и К. И. Платоновым. Много внимания этому вопросу уделяет и Н. В. Иванов. Им был предложен особый метод психотерапевтического воздействия на ребенка. Из медикаментозных средств наиболее показано лечение аминазином (см. лекцию 25).



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »