Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Физиотерапия занимает видное место в комплексе лечебных средств, применяемых при пограничных формах психических расстройств. Принимая во внимание, что в патогенезе пограничных форм преобладают функционально-динамические нарушения высшей нервной деятельности, расстройство функций вегетативной нервной системы, можно предположить, что именно физические методы лечения — электротерапия, светолечение и гидротерапия — являются вполне адекватными для терапии и профилактики этих форм. Данное предположение легло в основу физиотерапевтических исследований А. Е. Щербака. Им был введен в практику физиотерапии ряд методик, направленных на раздражение вегетативной нервной системы в различных ее отделах. Такими методиками он предполагал изменить функциональное состояние различных органов.
В настоящее время методы физиотерапии пограничных форм психических расстройств в детском возрасте еще недостаточно разработаны. За последние годы только намечаются новые пути дифференцированного лечения детей физиотерапевтическими средствами.
В руководстве Е. Я. Гинзбург и Д. В. Мессель представлены особенности методик физиотерапевтического воздействия применительно к детскому возрасту. Учитывая возрастные особенности нервной системы ребенка, не закончившей еще своего онтогенетического развития, несовершенство регуляторных механизмов, большую интенсивность и неустойчивость обменных процессов, эти авторы совершенно справедливо требуют большой осторожности при назначении различных физиотерапевтических процедур, большой постепенности при увеличении дозировок. Особая осторожность требуется при лечении детей раннего возраста, так как кожа детей отличается богатой васкуляризацией, повышенной проницаемостью сосудистых стенок. Всем этим можно объяснить, почему кожа у детей раннего возраста характеризуется большой электропроводимостью и большой проницаемостью в отношении световых лучей и прежде всего ультрафиолетовых.
При выборе тех или других физических методов лечения и при назначении дозировки необходимо учитывать индивидуальные особенности психики ребенка и его соматическое состояние. У детей с повышенной эмоциональной возбудимостью и особенно у физически истощенных детей назначение физиотерапевтических процедур требует сугубой осторожности.

В клинике пограничных форм психических расстройств детского возраста находят свое применение различные физические методы лечения: электротерапия, светолечение и гидротерапия.
Из отдельных видов электротерапии наибольшее применение в детской практике имеет гальванизация. Больше всего пользуются ионогальванизацией (ионтофорезом). При этом комбинированном методе лечения в качестве раздражителя одновременно действуют постоянный ток и введенные в организм ионы лекарственных веществ. В качестве лекарственных веществ применяются: кальций, фосфор, йод, бром, новокаин и др. Ионогальванизация с кальцием применяется во всех тех случаях, когда требуется стимуляция симпатической нервной системы и общая десенсибилизация-организма (при состояниях двигательного беспокойства различной природы, при неврозах и психопатических состояниях, сопровождающихся гиперкинезами, при тиках). Ионы брома применяются в качестве успокаивающего средства наряду с ионами кальция. Ионы фосфора более показаны при невротических и психопатических состояниях с явлениями раздражительной слабости, вялости, апатии. Ионы новокаина рекомендуются как болеутоляющее средство.
Фарадический ток реже применяется для лечения нервно-психических расстройств. Наиболее показана фарадизация главным образом в виде ритмической фарадизации в тех случаях, когда имеется ослабление двигательной способности поперечнополосатой или гладкой мускулатуры/— при парезах и параличах. Ритмическая фарадизация применяется при лечении истерических симптомов и ночного недержания мочи.
Токи высокой частоты — токи д’Арсонваля, диатермия, токи ультравысокой частоты — в практике пограничной психиатрии детского возраста применяются относительно нечасто.
Общую дарсонвализацию рекомендуют при пограничных формах с явлениями повышенной раздражительности. Терапевтический эффект этой процедуры видят в усилении обмена веществ, укреплении мускулатуры и в болеутоляющем действии. Общая дарсонвализация применяется только у детей старшего возраста. Местная дарсонвализация рекомендуется при головной боли, ночном недержании мочи. По данным А. Ф. Мельниковой, местная дарсонвализация оказывает благоприятное действие при лечении тика у детей (см. лекцию 9).
Терапевтическое действие диатермии связывается с тепловым эффектом, который вызывается током высокой частоты. Диатермия оказывает болеутоляющее действие при невралгии, уменьшаются спастические состояния мускулатуры.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »