Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Из медикаментозных средств, применяемых в клинике пограничных форм психических расстройств, мы остановимся только на нейролептических, применение которых в детской практике началось сравнительно недавно. К нейролептическим средствам относятся производные фенатиазинового ряда, получившие в разных странах различные названия (ларгактил, мегафен, хлорпромазин, 4560RP, торацин, аминазин) .

Первоначальное представление о механизме действия аминазина как фактора, вызывающего блокаду вегетативных узлов (ганглиоблокирующие факторы), в настоящее время значительно усложнилось. Путем экспериментальных исследований на животных было установлено, что аминазин является не только гангл​иоблокирующим средством, но имеет большое значение как ценное средство, влияющее на различные звенья нейрорефлекторной регуляции (М. Д. Машковский) Было доказано, что фенатиазиновые производные могут быть использованы для регулирования функционального состояния центральной и вегетативной нервной системы. Путем эксперимента на животных было показано седативное действие аминазина. Под влиянием аминазина наступает общее успокоение животного, сопровождающееся уменьшением его двигательной активности и расслаблением скелетной мускулатуры.
Что касается влияния аминазина на вегетативный отдел нервной системы, то здесь следует отметить его адренолитическое действие. Аминазин ослабляет влияние симпатола, эфедрина, фенамина и первитина. Некоторые авторы предполагают, что аминазин подавляет возбуждающее влияние ретикулярной формации на кору больших полушарий (П. К. Анохин, В. Г. Агафонов).

Применение препаратов фенатиазина в клинике психических заболеваний оказалось наиболее эффективным при лечении больных с синдромом двигательного возбуждения, маниакальными и галлюцинаторно-бредовыми состояниями. Положительное влияние нейролептических средств отмечено и при пограничных формах психических расстройств — при неврозах страха, фобиях, навязчивых состояниях. В детской клинике лечение аминазином имеет особенно большое значение: именно те клинические синдромы, на которые лучше всего действует аминазин, являются преимущественными в клинике психических расстройств у детей. Так, известно, что различные проявления двигательного возбуждения, состояния страха у детей в допубертатном периоде наблюдаются значительно чаще, чем у взрослых, и при самых различных заболеваниях.

В настоящее время препараты фенатиазина для лечения детей с патологическим поведением применяются в различных странах. В 1953 г. французские психиатры Эйе, Жиро и Гальбер (Giraud, Galibert) применили лечение препаратом 4560RP у 7 детей. У всех детей был хороший эффект, но недостаточно стойкий. Мейер, Кинрос, Райт (Mayer, Kinross, Wright) получили хороший эффект у 8 детей в возрасте от 2 до 12 лет при лечении в условиях амбулатории. Фридман, Эфрон и Бендер (Friedman, Efron, Bender) лечили торацином 195 мальчиков в возрасте 7—12 лет. Они отмечали терапевтический эффект в отношении детей с чрезмерно повышенной активностью. Фрид и Пейфер (Freed, Peifer) лечили 25 детей с  патологическим «гиперкинетическим» поведением; улучшение в различной степени наблюдалось у 21 ребенка. Однако, несмотря на улучшение поведения, основная структура личности осталась неизмененной. Аналогичные данные о благоприятном действии хлорпромазина на трудновоспитуемых детей приводят и другие авторы
Дозировка аминазина или других аналогичных препаратов фенатиазина, применяемых у детей школьного возраста разными авторами, колеблется в широких пределах. Большинство авторов считает средней суточной дозой 75—100 мг (Эйе, Жиро, Гальбер, Фрид, Пейфер, Бланк, Лолан). Для детей в возрасте до 5 лет назначается 10 мг препарата 3 раза в день. В отношении грудных детей большинство авторов приводит суточную дозу 1—2 мг на 1 кг веса (Шапталь, Жан Кампо, Оливье). Эффективность дозы колеблется от способа введения: 0,5 Мг на 1 кг веса при внутримышечном введении, 1 мг на 1 кг при даче внутрь, 2 мг на 1 кг в свечах. В отношении способов введения большинство авторов предпочитает дачу лекарства внутрь. Назначается в виде таблеток или в цитрусовом сиропе. Наибольшая эффективность отмечается при внутримышечном введении препарата, Поэтому препарат иногда вначале назначают внутримышечно, а затем продолжают давать внутрь. Маленьким детям препарат можно вводить в свечах.

Лечение аминазином в нашей клинике было начато только в конце 1956 г. Методика терапии в основном та же, что и у взрослых. Аминазин применялся внутрь в виде таблеток по 25 мг или в виде внутримышечных инъекций. У детей в возрасте 7—10 лет суточная доза была 50—75 мг, 10—14 лет — 100—150 мг, 14—17 лет— 100—200 мг. Длительность лечения от 2 до 3 месяцев; в отдельных случаях до 6 месяцев и более.
Дети относительно хорошо переносили лечение. Серьезных соматических осложнений мы не наблюдали. Ортостатические коллапсы отмечались лишь в отдельных случаях, главным образом в течение первой недели лечения при нарушении постельного режима. У некоторых больных были длительные жалобы на головные боли и головокружение, ухудшался аппетит, появлялись неприятные ощущения в подложечной области. Однако в большинстве случаев аппетит повышался в процессе лечения. Сон, как правило, улучшался. Экстрапирамидные расстройства в виде легкой скованности отмечались сравнительно редко и проходили под влиянием лечения препаратами белладонны. Часто отмечалось нестойкое повышение температуры до 38—39°, лейкоцитоз, ускорение РОЭ.
Лечение аминазином применялось нами не только при выраженных формах психических заболеваний, но и при пограничных состояниях; при неврозах страха, навязчивых состояниях, фобиях, при неодолимых влечениях, в частности к бродяжничеству, при повышенной сексуальности (мастурбации), при психопатии и психопатоподобных состояниях. Лечение аминазином оказалось наиболее эффективным в тех случаях, когда в клинической картине преобладали явления двигательного возбуждения, напряженной злобности и агрессий, синдромы неодолимых влечений и импульсивных действий (данные М. С. Вроно).

Улучшение психического состояния детей можно было наблюдать обычно уже к концу первой или в начале 2-й недели лечения. Прежде всего уменьшалось двигательное беспокойство ребенка; в дальнейшем ослабевала напряженность аффекта, озлобленные, с агрессивными тенденциями дети постепенно становились более доступными контакту со взрослыми и лучше уживались в детском коллективе. В большинстве случаев исчезали или ослабевали признаки повышенной сексуальности, стремление к онанизму; дети становились более сдержанными, спокойными. В связи с этим их работоспособность и школьная успеваемость возрастали. У некоторых из них в дальнейшем по ходу лечения (в конце 2-й или 3-й недели) отмечались обострения: дети вновь становились двигательно-беспокойными, раздражительными, плаксивыми, капризными. Такое состояние продолжалось несколько дней; в дальнейшем обычно вновь наступало успокоение. Однако стойкость полученного терапевтического эффекта была не во всех случаях одинаковой. При благоприятной обстановке в семье, при возможности продолжать лечение «поддерживающими» дозами в домашних условиях дети продолжали школьные занятия и относительно более правильно вели себя дома и в школе. При неблагоприятных условиях, при отсутствии условий для продолжения лечения дома очень быстро наступали рецидивы.
Из полученных данных о терапевтическом эффекте можно сделать предварительный вывод, что лечение аминазином обогащает детскую клинику. Ряд болезненных невротических и психопатических состояний, плохо поддававшихся другим медикаментозным средствам, уступает лечению аминазином. Таковыми являются прежде всего состояния чрезмерной подвижности, страха, навязчивых состояний, неодолимых импульсивных влечений. Однако важно подчеркнуть, что при лечении пограничных форм аминазинотерапия является лишь одним из звеньев в комплексе лечебных средств. Это подготовительная фаза для последующей психотерапии и лечебно-педагогического воздействия на ребенка.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »