Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Лечебная педагогика является сравнительно молодой дисциплиной. До настоящего времени в этой области очень мало обобщающих исследований. Наиболее подробно разработана та часть лечебной педагогики, где излагаются ортопедические приемы обучения детей, страдающих врожденной умственной отсталостью.

Несмотря на то, что в области коррекции неправильного поведения так называемых трудных детей работало много талантливых педагогов, добившихся больших успехов в своей работе, научное обобщение этого опыта еще отсутствует. Имеются лишь отдельные положения в различных руководствах по детской психопатологии (Гомбургер, Гелер, Шольц, Штромайер, Трамер и др.).
В отечественной литературе также имеются отдельные высказывания по вопросам лечебной педагогики психопатии (О. Б. Фельдман, В. П. Кащенко и др.). Более систематическое исследование в области лечебной педагогики психопатий принадлежит Л. С Юсевич. Эти исследования, проведенные в Московской психоневрологической школе-санатории (при участии педагогов М. В. Орловой, А. И.  Гравиновой, А. Ф. Воронецкой), и были положены в основу настоящей лекции по лечебной педагогике психопатии.

Цель лечебной педагогики — корригировать основные недочеты аномальной дисгармонически развивающейся личности путем систематической учебно-воспитательной работы с ребенком. Приемы лечебно-педагогического воздействия на ребенка очень разнообразны, так же как различны те болезненные механизмы, которые лежат в основе дефектов личности, ее недостаточной работоспособности и неумении приспособиться к окружающей среде. В зависимости от типа психопатии, степени выраженности патологических проявлений пути лечебно-педагогического воздействия неодинаковы. Поэтому в каждом конкретном случае педагог и врач должны выявить основные индивидуальные особенности ребенка. Однако наряду с этим имеется и ряд общих принципиальных положений, необходимых для всякой лечебно-педагогической работы.
Таким образом, содержание раздела лечебной педагогики психопатических личностей состоит из двух частей. Первая, общая, часть рассматривает основные принципы построения и организации лечебно-педагогической работы; вторая, специальная, часть указывает пути и методы коррекции отдельных форм психопатии.
Общие принципы, лежащие в основе лечебной педагогики, одинаковы с теми, на которых строится и общая педагогика. Разница лишь в том, что у нормальных детей нужно воспитывать правильную социальную и трудовую установку, сообщать им определенные знания и навыки, а у психопатических детей нужно корригировать патологические особенности, связанные с неполноценностью их нервной системы, и переделывать их неправильные установки и формы поведения, созданные неблагоприятными условиями, в которых протекало их развитие.
Несмотря на большое разнообразие клинических картин психопатии у детей при сравнительном их изучении можно выявить некоторые наиболее частые и свойственные большинству психопатических форм особенности: 1) психомоторная перевозбужденность и повышенная возбудимость; 2) эгоистичность и слабость навыков, необходимых для жизни в коллективе; 3) пониженная работоспособность, а иногда и отрицательное отношение к систематическому труду и учению.

Эти особенности определяют целевую установку лечебно-педагогического процесса и указывают основные линии корригирующих мероприятий.
Основным фактором, ведущим к снижению психомоторного перевозбуждения и повышенной нервно-психической возбудимости, наряду с чисто медицинскими мероприятиями (физиотерапия, медикаментозное лечение) является четкий и неуклонно соблюдаемый режим, построенный на правильном чередовании труда и отдыха. Точное, ритмическое повторение одних и тех же процессов организует условнорефлекторную деятельность нервной системы, способствует выработке определенного динамического стереотипа, что в свою очередь важно для гармонизации и успокоения перевозбужденной психической деятельности ребенка.
В связи с недостаточностью трудовых и социальных навыков большинство таких детей не умеет самостоятельно организовать свое время. Поэтому в режиме учреждений для нервных и психопатических детей не должно быть так называемых свободных часов, а все время нужно заполнять определенной, заранее намеченной работой или играми (чтение, занятия в кружках, спорт и т. п.).
Являясь одним из основных оздоровительных мероприятий, режим учреждения в то же время служит обязательным условием для проведения главной лечебно-педагогической задачи — коррекции неправильной социальной и трудовой установки детей и выработки соответствующих навыков.
Учитывая пониженную работоспособность, отсутствие выдержки, нетерпеливость, недостаточность внимания и систематического мышления, педагог в процессе учебных занятий последовательно использует различные методические приемы и формы работы, тщательно соразмеряя темп прохождения учебного материала и его сложность с работоспособностью каждой учебной группы. Так, на первых порах, когда психомоторная перевозбужденность и дефекты внимания выражены наиболее резко, когда учащиеся еще не умеют ни выслушать объяснение задания, ни выполнить его самостоятельно, основным приемом является краткая и точная инструктивная беседа, разъясняющая столь же краткое и четкое задание. В дальнейшем, по мере коррекции указанных недочетов и укрепления организованности школьной группы, становится возможным переход к самостоятельному выполнению заданий, более сложных и длительных, и к проработке тем, рассчитанных на сравнительно большие сроки (на неделю, месяц), уже не строго регламентированных, а допускающих проявление инициативы учеников.
Нетерпеливых, невнимательных, непоседливых и возбудимых детей с психопатическими особенностями обычно мало привлекает чисто интеллектуальная деятельность. Поэтому хорошим стимулом, повышающим их интерес к учению, служит разнообразие и разносторонняя проработка предлагаемого задания, а также включение моментов эмоциональных (художественное оформление итогов) и двигательных (измерение, взвешивание, изготовление наглядных пособий и т. п.) компонентов.
Большое значение для воспитания социальных навыков, имеет организация коллективных форм деятельности детей. В классных занятиях такой формой являются сначала маленькие бригады (2—3 человека), выполняющие отдельные небольшие задания, а затем более крупные бригады (8—10 человек), объединяющиеся на больший срок для более сложных работ. В организационной работе это специальные группы с регулярными дежурствами: санитарная, хозяйственная и др., в общественной жизни учреждения — группы детского самоуправления и звенья пионерского отряда.
Только при очень планомерном и постепенном переводе возбудимого и необузданного или замкнутого, отгороженного ребенка из маленьких кратковременных группировок в более крупные и длительные объединения педагогу удается воспитать у него необходимую саморегуляцию поведения и создать сознательную, прочную социальную установку.
Одной из очень частых особенностей неправильного поведения психопатического ребенка является его склонность к разрушению вещей. Еще в дошкольном возрасте он ломает игрушки, позже — портит учебные пособия, рвет книги, одежду и т. п. Эта черта связана не только с его повышенной возбудимостью, но подчас служит выражением и его негативизма, одной из форм протеста против старших. Кроме того, не владея навыками, необходимыми в творческой, конструктивной деятельности, столь типичной для нормального ребенка, он не может получать удовольствие от создания вещей, а находит его в их разрушении.
Коррекция этой особенности и замена ее творческой установкой представляют еще одну сложную лечебно-педагогическую задачу. В этом плане исключительно большое значение имеют все виды ручного труда, будь это работа в мастерской, в огороде или в техническом кружке. Сравнительно быстрое и ощутимое продвижение в приобретении новых навыков, наглядность результатов работы, возможность их непосредственного использования — все это служит хорошими стимулами, помогает овладевать необходимыми навыками, а затем и пережить, иногда впервые, радость созидания. Здесь же в мастерской или в техническом кружке такой ребенок снова и снова убеждается в превосходстве работы «вместе», так как самые интересные и сложные задания, непосильные для одного, оказываются доступными для группы дружных ребят.

Мы изложили общие принципы и методы, необходимые для коррекции тех патологических проявлений, которые встречаются наиболее часто и свойственны большинству детей с психопатическими особенностями. Однако различные группы детских психопатий отличаются определенными и типичными для каждой из них особенностями. В соответствии с этими особенностями строятся и те специальные программы и методы, которые составляют содержание частной лечебной педагогики.
Построение каждого из ее разделов всегда основывается на учете трех моментов: 1) каковы основные нарушения в эмоционально-волевой и интеллектуальной деятельности данной группы психопатии, т. е. что подлежит коррекции; 2) каковы те положительные черты, на которых должны базироваться лечебно-педагогические мероприятия; 3) какие стимулирующие факторы могут быть наиболее эффективны в работе с данной группой. Последние два момента являются чрезвычайно важными и требуют особого внимания со стороны врачей и педагогов, так как коррекция патологических черт основывается не на «запретах» и «подавлении», а достигается путем формирования новых установок, интересов и навыков, которые могут быть созданы только на основе положительных эмоций.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »