Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

Психопатологические особенности неустойчивых психопатических личностей первой группы были рассмотрены в лекции 15. Здесь мы только коротко напомним те черты, которые требуют коррекции: чрезмерная подвижность, жажда новых впечатлений, стремление только к удовольствиям и уклонение от всякой деятельности, которая требует труда и напряжения, слабость воли и связанная с этим недостаточная регуляция поведения. Их положительными чертами являются быстрый темп и живость психических процессов, выраженный, хотя и поверхностный, интерес ко всему окружающему, сообразительность, легкая контактность, незлобливость и отсутствие злопамятности.
В соответствии с этим хорошим стимулом в их учебе является разнообразие учебного материала и приемов его проработки, включение в занятия эмоционального компонента. Конкретность каждого задания, точность его формулировки, оснащенность занятий необходимыми пособиями — все это облегчает учебу и вызывает положительные эмоции, т. е. стимул, наиболее эффективный для личности данной группы.
Для коррекции их двигательной перевозбужденности следует широко использовать занятия по ритмике и гимнастике, которые, удовлетворяя потребность в движении, в то же время реорганизуют беспорядочную и бесцельную двигательную продукцию в целевые, координированные, хорошо отработанные движения. Особенно важна в этом отношении работа в мастерской, где имеются наиболее благоприятные условия для преобразования чрезмерной подвижности в целенаправленную деятельность.
Тщательная дозировка заданий, постепенный переход от коротких и несложных к более длительным и трудным, неуклонный контроль и требование обязательного завершения каждой работы являются основными методами коррекции неустойчивости и выработки трудовых навыков.
Такая же постепенность и систематичность необходимы для создания правильной социальной установки и развития навыков, необходимых для приспособления к требованиям организованного детского коллектива.
Общительные и доверчивые, легко контактирующие, податливые всем внешним влиянием неустойчивые личности очень легко сближаются со своими сверстниками и на первых порах даже могут завоевать некоторый авторитет и симпатии. Однако вскоре в связи с их легкомыслием, отсутствием чувства ответственности, крайней недисциплинированностью отношение товарищей к ним становится пренебрежительным и неприязненным.
Для создания правильной установки и формирования необходимых навыков неустойчивые личности должны привлекаться к участию во всех формах общественной работы, начиная, конечно, с самых несложных: дежурство по классу (сначала однодневное, а потом и более продолжительное), участие в различных общественных организациях и комиссиях детского самоуправления. Только значительно позже им можно поручать работу вожатого звена или ответственного по учебной бригаде, требующую достаточной организованности и выдержки. Строгий, постоянный контроль их деятельности осуществляется двумя путями: детскими собраниями, на которых они отчитываются; врачом и педагогом, которые в индивидуальных беседах анализируют причины их неудач и положительных достижений и намечают дальнейшие конкретные задания.
Только длительной и систематической лечебно-педагогической работой удается добиться того, что удовольствие перестает быть единственным стимулом деятельности неустойчивой личности и заменяется чувством удовлетворения от участия в общей творческой работе и близости к коллективу.
Хотя по своему поведению органические психопатии типа «бестормозных» в известной мере сходны с неустойчивыми, все же у них имеются и значительные отличия. Их чрезмерная подвижность обусловлена прямой двигательной расторможенностью — следствием перенесенного в прошлом органического поражения мозга. Дефекты внимания, непоследовательность и недостаточная целенаправленность мышления, поверхностность суждений, основанных преимущественно на случайных признаках, — все это у них выражено гораздо сильнее, чем у неустойчивых. В соответствии с этим лечебно-педагогическая работа с этими детьми должна быть видоизменена.
Используя в работе такие стимулы, как конкретность содержания задания и наглядность учебного материала, педагог в то же время должен обратить особое внимание на повторение, на прямую тренировку навыков. Если неустойчивых обычно помещают в классе на первые парты, чтобы они имели перед глазами меньше отвлекающих внимание раздражителей, то «бестормозных» часто приходится усаживать непосредственно за стол преподавателя или за отдельный столик спиной к классу, чтобы не только максимально ограничить количество отвлекающих моментов, но и обеспечить непрерывное наблюдение педагога.
Часто приходится начинать их коррекцию с работы в мастерской и отводить такой работе дополнительные часы, так как при этом удовлетворяется их потребность в движении и, что особенно важно, осуществляется тренировка в выработке целевых действий.
Во всех лечебно-педагогических мероприятиях чрезвычайно большое внимание должно уделяться систематической тренировке, тщательной проработке каждого навыка, развитию способности затормаживать избыточные двигательные импульсы. Для этой цели необходимо также использовать занятия ритмикой, гимнастикой и спортом.
Приобщение «бестормозных» к жизни детского коллектива, развитие необходимой регуляции поведения дается с большим трудом, так как их эмоциональность в отличие от неустойчивых личностей не только поверхностна, но и явно недостаточна. Если неустойчивые личности быстро забывают обиду, то «бестормозные» часто вообще не обижаются, так как они слабо реагируют на отношение к ним окружающих, а также на похвалу и порицание. Поэтому обсуждение их поведения в детских организациях обычно не дает результатов. Гораздо большее влияние оказывают систематические беседы врача и педагога, в которых рассматриваются их достижения и проступки и намечаются пути исправления.
Включение таких детей в жизнь и деятельность детского коллектива не только начинается с отдельных кратковременных поручений, но в течение долгого времени не выходит за их пределы. Это объясняется тем, что резко выраженная дезорганизованность таких детей требует длительного срока для коррекции, а стремление завоевать признание коллектива и заслужить его положительную оценку не является для них действенным стимулом.
По своим психопатологическим особенностям эксплозивные психопатические личности представляют как бы антиподов неустойчивых и «бестормозных»: они малоподатливы внешним влияниям и отличаются целеустремленностью и большой настойчивостью в осуществлении своих желаний. Однако эти сами по себе положительные черты обнаруживаются только тогда, когда речь идет об их нуждах, удобствах и удовлетворении примитивных потребностей, часто весьма интенсивных в связи с повышенными влечениями.
Требовательные, стеничные и упрямые, они отвечают на любой отказ и противоречие эксплозивными реакциями: аффективными взрывами, нередко безудержной агрессией. Поэтому в течение первого времени их пребывания в санатории основной задачей является снижение их резко повышенной возбудимости и взрывчатости. Для этой цели их следует задержать на более или менее длительный срок в приемном отделении, в обстановке которого наиболее удобно проводить необходимое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение и психотерапевтические беседы. Пребывание в лечебном отделении обычно им очень импонирует. Расценивая его как особо внимательное отношение к их здоровью (о котором по свойственной им ипохондричности они очень заботятся), такие дети легче вступают в контакт с врачом. Кроме того, некоторая изоляция их от других детей дает возможность предупреждать конфликты, а также позволяет педагогу постепенно включать их в детский коллектив. Так, сначала им разрешается только принимать участие в общей прогулке, затем ходить на работу в мастерскую, на занятия по ритмике и т. д.
Первоочередной задачей лечебно-педагогической работы с эксплозивными личностями является коррекция их отношения к окружающим, так как эгоизм и эксплозивность часто делают их совершенно нетерпимыми в детском учреждении. На первых порах, когда детский коллектив еще недостаточно организован, личности такого типа нередко занимают позицию вожаков. Импонируя сверстникам своей самоуверенностью и подчиняя их своему влиянию всеми способами (вплоть до запугивания и насилия), они иногда выдвигаются на посты организаторов и руководителей. Однако их несправедливость, грубость, использование своего положения в личных целях довольно скоро вызывают всеобщее неудовольствие, которое проявляется во время отчетных детских собраний. Такое разоблачение может быть причиной очень трудных ситуаций в жизни учреждения. Напористые и самолюбивые, они не легко отказываются от занимаемых позиций и могут организовать группировку своих сторонников, поддерживающую их притязания и дезорганизующую жизнь санатория. Учитывая такие возможности, педагог должен всячески стараться не допускать их продвижения в руководители. При этом, однако, нельзя прибегать к прямым запретам, так как это может создать им репутацию «обиженных» и вызвать сочувствие товарищей, а их отрицательные стороны останутся неразоблаченными. Наиболее «дипломатичным» приемом в таких случаях является ссылка на их здоровье, не позволяющее им нести большую общественную нагрузку.
Основным содержанием бесед с эксплозивными подростками на первых порах должно быть разъяснение им тех практических преимуществ, которые дают хорошие взаимоотношения с товарищами: нужно жить дружно с ребятами, потому что одному играть во что-нибудь нельзя, а без игры скучно: работать в мастерской и учиться вместе с товарищами легче, так как есть кому помочь, а если ты не поможешь, то и тебе помогать не станут.
Такого рода чисто утилитарные доказательства невыгодности позиции «одного против всех» оказываются наиболее убедительными и заставляют их признать необходимость ограничивать свои желания и приспособляться к требованиям жизни в коллективе.
В таком же направлении следует вести и беседы о важности выполнения режима, принятого в санатории. При этом нужно использовать их часто преувеличенную заботу о своем здоровье, убеждать их в том, что, только выполняя точно установленный распорядок дня, принимая назначенные лекарства и процедуры, они избавятся от своего недомогания (которое они часто преувеличивают) и станут крепкими и сильными (к чему они очень стремятся).
По мере того как растет сплоченность детского коллектива, эгоистические требования эксплозивных и их притязания на ведущие роли получают отпор. Они на практике убеждаются в том, что добиться признания путем насилия невозможно. С этого момента начинается следующий этап лечебно-педагогической работы — разъяснение тех положительных моментов и той пользы, которую им принесет их активное участие в организационной и общественной работе коллектива. Поручая им, например, дежурство по хранению и выдаче спортивного инвентаря, инструментов или по санитарному надзору, т. е. работу, непосредственные результаты которой сейчас же сказываются и оцениваются товарищами, педагог дает им возможность пережить чувство удовлетворения от своей полезной деятельности и указывает новый, социально положительный путь самоутверждения.
Склонность к практической, конкретной работе, выполняемой по определенному регламенту, известная настойчивость, помогают легко выполнять порученные им обязанности, а полученная на общем собрании похвала оказывается новым, прежде для них недоступным, стимулом деятельности. Так очень медленно, часто нарушаясь срывами, связанными с их возбудимостью и эксплозивностью, совершается приобщение эксплозивных личностей к коллективу, освоение навыков,  необходимых для совместной жизни с другими людьми, и, что самое главное, замена прежних стимулов поведения новыми — социально-положительными.
Ограниченность интересов узким кругом эгоистических побуждений отрицательно сказывается и на школьных занятиях, и на работе в мастерской. Все, что не имеет непосредственного отношения к их потребностям, бытовому благополучию и примитивным удовольствиям, не привлекает их внимания. Для коррекции этого приходится начинать с разъяснения тех практических преимуществ, которые даются учебой и усвоением трудовых навыков.
Легче всего это достигается во время работы в мастерской. Сравнительно хорошая моторика (кроме тонких и точных движений кисти и пальцев), физическая выносливость и известная настойчивость облегчают овладение навыками ручного труда, а наглядность его результатов стимулирует усилия. При этом уже на первых порах обнаруживается совершенно различное отношение к работе «для себя» и для коллектива. Изготовляя вещи для себя, они достаточно настойчивы и нередко очень тщательны в выполнении. Предметы, предназначенные для других, обычно делаются медленно и небрежно. Такое отношение изменяется очень медленно и постепенно, и только после долгой работы с ними общественная полезность изготовляемой вещи и оценка их труда коллективом приобретают значение положительных стимулов.
Преодоление их отрицательного отношения к учению представляет еще более трудную задачу. Если сравнительно устойчивое внимание и известная усидчивость являются хорошими предпосылками, то нередко наблюдаемая недостаточность памяти и некоторая замедленность интеллектуальных процессов часто затрудняют учение. Все же главным препятствием является ограниченность их интересов. Их отношение к занятиям определяется узко утилитарным подходом: они согласны учиться читать, писать и считать, так как эти знания нужны на каждом шагу; все же остальные знания «лишние», от них «нет пользы». Некоторая недостаточность памяти, трудность обобщения и абстракции, замедленность интеллектуальных процессов, иногда и повышенная утомляемость при интеллектуальном напряжении затрудняют их учебу, а положение отстающего в группе травмирует их самолюбие. Все это вызывает раздражение, срывы в работе и усиливает их протест против школьных занятий.
Для преодоления этих моментов необходима очень тщательная и продуманная организация их обучения. Конкретность и четкость каждого задания, широкое использование наглядных пособий, медленное и очень постепенное усложнение заданий, включение в бригаду с медленным темпом  работы — вот методические приемы, которые помогают в работе с ними.
При этом, как и в других областях, разъяснение практической важности приобретаемых знаний повышает интерес к учебе и может их стимулировать.
Необходимо отметить, что в лечебно-педагогической работе с эксплозивными нужно учитывать их «плохие дни», т. е. дисфорические состояния, которые у них наблюдаются чаще, чем у психопатических личностей другого типа. Во время дисфорий они становятся особенно раздражительными, взрывчатыми, их работоспособность резко снижается. Так как в основе дисфорий лежат определенные нарушения деятельности нервной системы и всего организма, требующие специального режима и лечения, то детей, находящихся в таком состоянии, следует освобождать от занятий либо поручать им легкий физический труд, связанный с пребыванием на воздухе, либо укладывать их в постель для проведения ряда лечебных мероприятий.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »