Начало >> Статьи >> Архивы >> Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Лечебная педагогика аутистов - Клинические лекции по психиатрии детского возраста

Оглавление
Клинические лекции по психиатрии детского возраста
Пути развития пограничной психиатрии
Реактивные психозы и неврозы
Психическая травматизация - реактивные психозы и неврозы
Систематика реактивных состояний
Острые психогенные реакции шокового и субшокового характера
Клинические примеры психогенных реакций шокового характера
Реактивные депрессии
Реактивные параноиды
Неврастения
Течение и лечение неврастении
Невроз страха
Клиническая картина и течение невроза страха
Лечение, формы и патогенез неврозов страха
Истерия
Симптоматика истерической реакции
Течение и прогноз истерии
Лечение истерических реакций
Затяжные формы реактивных состояний
Невроз навязчивых состояний
Течение невроза навязчивых действий
Патофизиология и лечение невроза навязчивых действий
Моносимптоматические неврозы с вегетативно-соматическими расстройствами
Анорексия
Расстройства дыхания - моносимптоматические неврозы
Ночной энурез - моносимптоматические неврозы
Недержание кала - моносимптоматические неврозы
Ночной испуг
Расстройства речи - психогенные реакции
Лечение заикания
Функциональные тики - психогенные реакции
Реакция протеста
Активные реакции протеста
Течение реакции протеста
Лечение и профилактика реакции протеста
Изменение характера под влиянием неблагоприятных условий воспитания
Агрессивно-защитный тип изменения характера
Пассивно-защитный тип изменения характера
Инфантилизированный тип изменения характера
Патологические реакции в переходные возрастные периоды
Патологические реакции в первом пубертатном периоде
Патологические реакции в пубертатном периоде
Учение о психопатии
Причины психопатий
Определение понятия и диагностика психопатий
Группировка психопатий
Аномалия развития нервной системы по типу дисгармонического инфантилизма
Искаженное развитие - психопатии
Аномалия развития в связи с повреждением нервной системы на ранних этапах ее онтогенеза
Диагноз и лечение психопатий
Клиника психопатий первой группы
Возрастные различия неустойчивых психопатических личностей
Истероидные личности
Психопатические личности с ведущим синдромом псевдологии
Распознавание психопатий первой группы
Гипертимические личности
Клиническая картина гипертимической личности
Диагноз гипертимической личности
Аутичные личности
Психастенические личности
Клиника и лечение психастенических личностей
Параноики и эпилептоиды -  психастенические личности
Распознавание психопатий второй   группы
Диагноз психопатий первой и второй группы - клинические примеры
Диагноз аутичных и психопатий второй группы
Клиника психопатий третьей группы
Клиника первого варианта психопатий третьей группы
Клиника психопатий третьей группы, второй разновидности
Клиника психопатий третьей группы, третьей разновидности
Распознавание психопатий третьей группы
Распознавание психопатий третьей группы и органической психопатии с патологическим формированием характера
Психопатии третьей группы и психопатоподобные состояния при процессуальных нервно-психических заболеваниях
Психопатии третьей группы и мозговые заболевания
Клиника врожденной нервности
Патогенетическая основа врожденной нервности
Клинические проявления врожденной нервности
Диагноз врожденной нервности
Причины и профилактика врожденной нервности
Синдром неодолимых влечений и импульсивных действий
Синдром неодолимых влечений - онанизм
Пиромания
Клептомания
Дромомания
Распознавание, течение, прогноз и лечение синдромов неодолимых влечений
Психотерапия пограничных форм психических расстройств
Физиотерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Светолечение и гидротерапия в лечении пограничных форм психических расстройств
Медикаментозное лечение пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика пограничных форм психических расстройств
Лечебная педагогика неустойчивых психопатических личностей
Лечебная педагогика аутистов

При всем разнообразии клинической картины три особенности являются общими для всех аутичных личностей: 1) дефекты моторики (плохо координированные, угловатые, неритмичные движения); 2) склонность к абстрактному мышлению, порой близкому к резонерству; 3) своеобразие эмоциональной сферы (у одних лиц сензитивность и ранимость, у других — холодность и скудость эмоций, но всегда малая контактность, слабый аффективный резонанс, являющиеся одной из причин их отгороженности от детского коллектива).
Одной из основных задач лечебно-педагогической работы с аутичными личностями является коррекция их моторики, так как двигательная недостаточность существенным образом влияет на все области их деятельности. Неловкие и неуклюжие, часто медлительные и слабосильные аутичные дети не могут принимать участия ни в подвижных играх, ни в спортивных состязаниях, ни в технических кружках. Поэтому они часто оказываются вне коллектива сверстников, так как основная база, на которой создается контакт детей и подростков,— это совместная деятельность в действиях, а не в разговорах и рассуждениях. В коррекции моторики аутичных личностей очень большое значение имеют занятия ритмикой, гимнастикой, спортом, ручным трудом, т. е. все то, что способствует развитию двигательной деятельности. Особого внимания требует так называемая отработка самых простых бытовых навыков, так как они обычно очень медленно и небрежно одеваются, не умеют пользоваться ножом и вилкой, опрятно есть и т. д. Занятия по освоению этих навыков, а также гимнастические и ритмические упражнения с ними часто, особенно в первое время их пребывания в санатории, приходится проводить индивидуально, ибо в общей группе такие дети выделяются своей неуклюжестью и карикатурностью движений.
В учебных занятиях этим детям очень помогает хороший интеллект; они не только легко усваивают программный материал, но сама по себе познавательная деятельность привлекает их интерес, доставляет им удовольствие и является для них положительным стимулом. Однако и в школьных занятиях у них возникает ряд затруднений: они плохо овладевают навыками письма, неловки и малонаходчивы в лабораторных занятиях, требующих практической сметки и навыков. Кроме того, легко овладев «идеей» опыта, проводимого на уроке естествознания, или найдя правильный путь решения задачи, эти дети уже теряют к ней интерес и тяготятся необходимостью ее реального действенного завершения, ввиду чего их задания часто остаются незаконченными. Поэтому в проработку каждого задания нужно включать больше конкретных действий (зарисовывание, раскрашивание, измерение, клейку и т. п.) и неуклонно следить за тем, чтобы все доводилось до конца.
Серьезной помехой в занятиях является часто наблюдаемое у таких детей неустойчивое внимание. При этом оно, как правило, отвлекается не тем, что происходит вокруг них, а поглощается их внутренней жизнью — их мыслями и фантазиями. Поэтому коррекция внимания в таких случаях не может быть достигнута мероприятиями внешнего порядка — устранением внешних раздражителей, а удается лишь путем постоянного контроля со стороны педагога и главное путем повышения интереса к занятиям.

Двигательная недостаточность, практическая беспомощность, неловкость рук все это затрудняет работу таких детей в мастерской. К тому же изготовление простых вещей — полочек, рамок, ящиков и т. п. — им неинтересно, а построить сложный аппарат, «машину», они, конечно, не могут. Поэтому они оказываются часто в числе тех очень редких учащихся, которые неохотно посещают занятия по ручному труду. Между тем именно для них занятия в мастерской имеют особенно важное значение, так как здесь они не только развивают свою дефектную моторику, но и познают жизненную важность «умений», а не «рассуждений», которыми обычно исчерпывается вся их деятельность. Медлительность, неловкость и беспомощность в работе не позволяют на первых порах включать их в рабочие группы, так как другие дети не хотят с ними работать. Поэтому сначала приходится вести с ними индивидуальные занятия, видоизменяя общую программу применительно к их особенностям: постепенно увеличивать сложность и длительность отдельных заданий, подолгу останавливаться на отработке каждого навыка, придумывая различные способы оформления таких тренировочных занятий. Двигательная недостаточность и слабость эмоционального контакта являются существенными препятствиями для сближения аутичных личностей с детским коллективом. Их своеобразные интересы, часто чуждые и непонятные сверстникам, нередко причудливая, вычурная речь вызывают недоумение, подчас и насмешки детей: «чудак» — вот прозвище, которым их часто наделяют. Однако с течением времени, по мере того как детский коллектив организуется, сплачивается и в нем появляется «общественное мнение», положительные черты аутичных личностей постепенно завоевывают признание. Логичность их доводов, справедливость и принципиальность обнаруживаются при обсуждении вопросов на детских общих собраниях и создают им известный авторитет. Положительную оценку получает также их значительный запас знаний в некоторых областях, их начитанность и способность излагать содержание прочитанных книг, благодаря чему они становятся общепризнанными «рассказчиками». Именно эти их особенности следует использовать для коррекции их отгороженности от детского коллектива. Поручая им работу библиотекарей, сотрудников стенных газет, секретарей детских организаций, педагог намечает путь к их сближению с товарищами и постепенно заменяет их абстрактные, оторванные от жизни планы-фантазии реальной общественной деятельностью, связывающей их со всем коллективом. Завоевывая сначала признание товарищей как «специалисты» в той или иной области, они постепенно занимают и более ответственные «посты», становятся ответственными по группе, вожатыми звеньев и т. п. Конечно, продвижение это происходит далеко не всегда гладко, у них возникают недоразумения и конфликты. Поэтому педагогу приходится очень пристально следить за ними, приходя в нужную минуту на помощь. Чрезвычайно эффективными в работе с ними оказываются беседы, проводимые в серьезном, «взрослом» тоне, логически анализирующие причины их успехов и промахов. В отличие от психопатий других групп для аутичных личностей наиболее убедительными и вескими доводами, наиболее действенными стимулами являются критерии «разумности» или «неразумности» и этическая оценка их поступков.



 
« Клиническая электроэнцефалография   Клинические особенности задержки полового развития у девочек из деструктивных семей »