Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

О механизмах паратонии - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

У здорового новорожденного произвольных движений нет. Все его движения рефлекторно: они связаны с действием различных раздражителей на те структуры, о которых мы говорили выше и которые отвечают на эти раздражения тоническим сокращением не отдельных мышц или больших групп мышц-синергистов, а сокращением мышц всего тела. По мере развития ребенка уже к середине первого полугодия эта диффузная мышечная реакция становится все менее выраженной, и к концу первого полугодия здоровый ребенок начинает отвечать на раздражение сокращением определенных, функционально объединенных групп мышц. Однако диффузное повышение тонуса мышц всего тела при попытке произвести изолированное движение может возникнуть и у ребенка 5—10 лет, и у взрослого.        
Tardieu (1960) описывает это состояние как паратонию, приводя очень удачный пример для его пояснения.
У взрослого, впервые начавшего печатать на машинке сразу всеми пальцами, заметно повышение тонуса почти всех мышц тела. То же происходит и у здорового ребенка первых лет жизни, но значительно чаще, вначале почти ежечасно при каждом незнакомом ему движении.
Здесь надо сделать оговорку: некоторые движения не знакомы здоровому ребенку первых месяцев жизни как самостоятельные, произвольные, но известны ему по тем ощущениям, которые эти движения вызывают. Речь идет о таких движениях, как повороты туловища с бока на бок, со спины на живот и обратно (с ними ребенок ознакомился при пеленании), усаживание в подушки, ходьба (установка на ножки), при игре в «ладушки» и т. д. В этих и подобных случаях здоровый ребенок осваивает активно, произвольно уже готовую схему движений, которую ранее он освоил пассивно. И все же явления паратонии имеют место при всех этих движениях.
В тот момент, когда впервые производится активное движение, схема которого никогда не осваивалась ребенком пассивно, паратония будет выражена в значительно большей степени. Достаточно вспомнить процесс освоения написания первых букв детьми первого класса.
Таким образом, каждое изолированное движение осваивается через этап генерализованного повышения тонуса. Обучение движениям, значительно отличающимся от обыденных, происходит со значительным общим напряжением тонуса (движения гимнастов, изучение движений танца и др.). 
При нерезко выраженной спастической диплегии, гиперкинетической и атонически-астатической форме заболевания влияние тонических лабиринтных рефлексов на мышцы верхних конечностей и верхней половины тела уменьшается с возрастом, по мере лечения. Однако длительное, иногда в течение ряда лет происходящее под влиянием этих рефлексов патологическое формирование тонуса ряда функционально объединенных групп мышц сказывается при выполнении многих движений. Это касается прежде всего приводящих мышц лопаток, плеча, пронаторов предплечья и кисти, сгибателей кисти.
В мышцах нижних конечностей и нижней части туловища влияние шейных и лабиринтных рефлексов значительно сильнее, а задержка развития всех постуральных. рефлексов сохраняется на долгое время. Нарастающая активность произвольных движений при каждом из них вызывает состояние паратонии — генерализованное повышение мышечного тонуса. У ребенка с церебральным параличом, у которого постоянно «стрелки переведены» на определенные группы мышц, в силу сложившихся рефлекторных отношений (Магнус, 1962) почти всегда освоение каждого нового движения, даже самого малого, иногда не осознаваемое ребенком, приводит к заметному повышению тонуса преимущественно в тех мышцах, которые при данном положении тела находятся под совместным большим или меньшим влиянием тонических шейных и лабиринтных рефлексов или одного из них, если другой уже начал терять свое первоначальное влияние.
Резкое повышение тонуса происходит при перемене положения. При этом напряжение тонуса (в основном по типу экстензорного, но с четко выраженными явлениями ко-контракции) имеет место в мышцах ног и в меньшей степени в мышцах шеи, туловища и рук. Внимательное наблюдение может обнаружить и здесь существенную связь между патологией тонуса в верхних и нижних конечностях и состоянием шейного и лабиринтного рефлексов. Чем в большей степени редуцировались тонические рефлексы и чем более развиты установочные рефлексы, тем меньше влияет перемена положения тела на тонус мышц. В наибольшей степени явления паратонии выражены при двойной гемиплегии. Естественно, что все особенности формирования тонуса у детей с церебральными параличами накладывают свой отпечаток на процесс становления произвольных движений.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »