Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Терапия первого периода новорожденности - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Терапия первого периода новорожденности (первые 7—10 дней)
Дети с симптомами, указывающими на наличие церебральной патологии, сразу после рождения должны находиться в специальной палате, где соблюдается тишина и нет яркого освещения. Верхней части тела должно быть придано возвышенное положение. В связи с тем что у детей с церебральными параличами нарушена и без того очень слабая у новорожденных терморегуляция и даже легкое охлаждение может повлечь за собой пневмонию, значительно утяжеляющую церебральную патологию, они должны быть уложены в подогреваемую постель.
В течение 1—3 суток рекомендуется держать холод на расстоянии 2 см от головы ребенка для того, чтобы приостановить дальнейшее возможное нарушение кровообращения в сосудах мозга. Пузырь со льдом держат 1,5—2 часа, затем делают перерыв на 3—4 часа, и так в течение 2—4 суток.
В течение суток новорожденный должен периодически получать увлажненный кислород до тех пор, пока не исчезнет цианотическая окраска кожи и слизистых и не нормализуются дыхание и сердцебиение. Дыхание стимулируется горчичниками, нашатырным спиртом.

Медикаментозная терапия первого, наиболее острого периода — первых 3—10 дней жизни.

У многих детей после перенесенной в родах травмы, изолированной или усугубившей внутриутробную патологию, развивается отек мозга, который чреват тяжелыми последствиями для ребенка. В этих случаях необходимо провести дегидратацию (глюкоза 40% по 5—10 мл внутривенно, сернокислая магнезия 25% по 0,2 мл на 1 кг веса, нативная или сухая плазма по 10—15 мл внутривенно через 1—2 дня). Плазма обладает рядом свойств, ценность которых при этих состояниях очевидна: она осмотически активна, т. е. является хорошим дегидратационным средством, снижает проницаемость сосудов.
Для улучшения обменных, прежде всего восстановительных и окислительных процессов в нервной ткани необходимы витамины комплекса В, глютаминовая кислота.
Для предотвращения повторных кровоизлияний применяют викасол по 0,002—0,003 г в сутки 2—4 дня, как противосудорожное средство — бромистый натрий (0,5 % раствор по 0,5—1 чайной ложке 1—2 раза в день).

Нередко в связи с гипертермией детям, перенесшим механическую травму головы в родах, осложненную кровоизлиянием в мозг, необоснованно назначают антибиотики. Однако антибиотики, в частности пенициллин, которым широко пользуются в родильных домах, угнетают ту микрофлору кишечника, в процессе жизнедеятельности которой вырабатывается витамин В12 — вещество, принимающее активное участие в жировом, углеводном и белковом обмене, одно из самых необходимых для правильной работы мозга. Микрофлора кишечника является единственным источником витамина B12 в организме. Лишаясь ее, организм лишается вещества, без которого нарушается формирование здорового мозга, а в мозге ребенка, перенесшего внутриутробное или родовое поражение нервной системы, становятся невозможными все процессы компенсации или же развитие их осложняется. Поэтому назначать антибиотики следует с большой осторожностью.                           
При отсутствии сосательного рефлекса, наличии псевдобульбарного синдрома резко осложняется кормление ребенка. Помимо недостаточности питания в силу невозможности или затруднения глотания, существует прямая опасность аспирационной пневмонии, нередко кончающейся летально. Поэтому при наличии нарушения акта сосания новорожденных кормят через зонд или пипетку. Прикладывать детей к груди можно только тогда, когда стихнут острые явления.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »