Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Начальная и поздняя резидуальные стадии - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

 Глава IV
Начальная и поздняя резидуальные стадии детского церебрального паралича

Соответственно основными задачами обследования ребенка с резидуальной стадией церебрального паралича являются:

  1. сопоставление двигательного развития больного ребенка с двигательным развитием, присущим данному возрасту;
  2. оценка состояния топических и установочных рефлексов, по которым можно судить о функциональных возможностях и патологической активности стволовых структур;
  3. оценка характера нарушения тонуса (Спастичность, ригидность, риггор, гипотония);
  4. выявление гиперкинезов, их квалификация; выявление атаксии, гиперметрии;
  5. оценка возможности производить произвольные движения;
  6. оценка контрактур и деформаций.

О значении условий обследования

 Многолетние наблюдения над детьми с церебральными параличами позволяют указать на основное правило их обследования: ребенок должен быть совершенно спокоен, не должен плакать, быть испуганным. У испуганного, плачущего ребенка тоническое напряжение мышц будет максимальным, и представление о двигательных возможностях ребенка, которое получит врач, будет ложным. Поэтому рекомендуется начать наблюдение за ребенком при оптимальном для него положении тела. Если таким положением является положение лежа на спине, в этом положении ребенку предлагается побыть несколько минут, затем взять игрушку.

Это сразу дает представление о наличии тонических рефлексов, явлении паратонии, ко-контракции, выявляет возможность фиксации взора на предмете, прослеживания глазами за предметом (игрушкой), положение кисти и предплечья при захватывании предмета, характер движения в пальцах и т. д. При свободном движении ребенка имеет значение выявление состояния тех мышц, которые участвуют в отдельных, изолированных движениях рук. Характер изменений позы и тонуса мышц, совершающих произвольные движения, распределения тонуса в отдельных мышечных группах и в мышцах всего тела уже при первом осмотре может дать представление о патологии тонических мышечных реакций.
В положении сидя даже простое движение — захватывание предложенной ребенку игрушки может выявить ряд двигательных синкинезий, не укладывающихся в обычные схемы, типичные для взрослых, перенесших то или иное поражение мозга (М. Б. Кроль, 1936; Н. К. Боголепов, 1954; С. Н. Давиденков, 1926; И. Н. Филимонов, 1946, и др.). У детей с церебральными параличами форма синкинезий будет обусловливаться наличием не редуцировавшихся шейных и лабиринтно-тонических рефлексов. Так, при захвате игрушки в правую руку ребенок не согнет ее в локтевом суставе, чтобы поднести к лицу, а в том случае, если лицо будет повернуто в сторону этой игрушки, разогнет ее. Если же он начнет подносить игрушку к лицу, правая рука его согнется в локтевом суставе, лицо же повернется влево (проявления активности шейного асимметричного рефлекса). Если такому ребенку показать игрушку, расположив ее над его головой, он, чтобы увидеть игрушку, закинет голову назад, руки его при этом займут предельное положение разгибания. Наоборот, расположив игрушку на полу, заставив тем самым ребенка наклонить голову, можно выявить напряжение сгибателей рук.
В положении стоя (если такое положение возможно) выявляются осанка (посадка головы, наклон верхней части туловища вперед или назад, наклон таза в сторону, назад или вперед и т. д.), положение конечностей (согнутые в тазобедренных суставах и коленных суставах ноги или же, наоборот, разогнутые, с рекурвацией), положение стоп, характер опоры, необходимость балансировать руками для удержания позы и т. д.

Совершенно очевидно, что эти же движения, наблюдение за которыми, как мы видим, сразу вводят нас в курс двигательных возможностей ребенка, будут совершенно иными в том случае, если ребенок будет сопротивляться осмотру и плакать.
Следует помнить, что даже самое тщательное обследование пассивных движений не может дать истинных представлений о двигательных возможностях ребенка, компенсаторных движениях, которые надо развить, и тех порочных положениях и деформациях, которые надо устранить.
После первоначального ориентировочного наблюдения за поведением ребенка следует произвести систематическое обследование установочных и тонических рефлексов, а затем перейти к детальному обследованию двигательных возможностей, тонуса отдельных мышечных групп и констелляций этих групп. Не обязательно сразу производить исследования по всем мышечным группам — уже первое, предварительное обследование ребенка укажет, на каких группах мышц надо фиксировать внимание, что препятствует выполнению определенных движений и овладению установочными движениями тела. Необходимо особо отметить, что все исследования должны проводиться с учетом функциональных возможностей мышц-антагонистов.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »