Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Ниже приводятся приемы исследования движений у детей с церебральными параличами, позволяющие оценить степень ригидности мышц и тяжесть контрактур. Необходимо исследовать не только пассивные, но и активные движения во всех суставах. Вслед за пассивными движениями ребенок должен проделать или попытаться проделать несколько раз однотипные активные движения в том же суставе. Повторные движения покажут возможность нарастания объема или, наоборот, истощаемость обслуживающих сустав мышц.

Исследование мышц шеи.

Напряжение m. sterno-cleido-mastoideus и ее синергистов, развившееся в связи с односторонней (или большей на одной стороне) недостаточностью лабиринтов, может вызвать стойкую кривошею. Для выяснения характера контрактуры надо произвести максимально возможное расслабление указанных мышц. С этой целью голову ребенка, лежащего на спине, захватывают руками и несколькими отрывистыми движениями наклоняют в сторону кривошеи. Этим приемом вызывают растяжение мышц-антагонистов; в силу миотатического рефлекса при первом же двигательном импульсе выявляется их максимальная готовность к напряжению. На стороне контрактуры достигнутое этим приемом укорочение мышц вызывает обратный результат — последующую готовность к растяжению и слабому повороту головы в сторону, противоположную контрактуре. Это движение теперь будет максимальным по сравнению с исходным в случае функциональной, а не органической контрактуры.
Расслабление мышц в случае функциональной их контрактуры может быть достигнуто и путем точечного массажа в точках 54, 55, 58 (З. И. Манухина, 1969; см. стр. 133).

Исследование движений в суставах плечевого пояса.

Эти исследования нужно производить в положении лежа на, спине, на животе, а также сидя и стоя, выясняя вначале возможный объем пассивных движений в плечевом суставе, а затем активных движений, производимых с коррекцией и без коррекции. Возможна также пальпаторная оценка тонуса мышц плечевого пояса. Так, широчайшая мышца спины пальпируется по заднему краю лопатки и подмышечной впадины, большая круглая мышца — впереди и снаружи от широчайшей, большая грудная мышца — по наружному краю подмышечной впадины. Натянутое сухожилие последней мышцы хорошо заметно при осмотре.
Движения отведения и разгибания рук исследуют в положении лежа на спине и стоя. Здоровый ребенок отводит руку вверх так, что она образует с туловищем угол 130— 140°. У ребенка с церебральным параличом этому движению будет препятствовать напряжение большой грудной мышцы, подключичной и до некоторой степени слабость длинной головки трехглавой мышцы. Слабость последней обусловлена резким повышением тонуса двуглавой мышцы плеча. Однако в тех случаях, когда лабиринтный тонический рефлекс особенно активен, наблюдается обратная картина: в силу разгибательной синергии напряжение трехглавой мышцы будет больше, чем двуглавой, рука выпрямлена при пронированных предплечье и кисти.
С. А. Бортфельд (1971) указывает на необходимость особенно внимательного обследования дельтовидной мышцы. При резком повышении тонуса большой грудной мышцы, так же как и других сгибателей плеча, передняя порция дельтовидной мышцы включается в эту синергию, задняя же ее порция может быть настолько слаба, что не будет участвовать в разгибании и в отведении плеча. Движение руки вверх с созданием угла более 90° осуществляется только с поворотом угла лопатки, что, как мы видели выше, при создавшемся положении в плечелопаточном суставе является почти или полностью невозможным.

Исследование ротации плеча.

Mathias (1963) отмечает, что гораздо чаще встречается ограничение внутренней ротации. Мы нередко наблюдали обратные отношения, выраженные тем более четко, чем сильнее в ранней резидуальной стадии были выражены шейные тонические рефлексы.
Tardieu (1960) рекомендует производить исследование ротации плеча при положении ребенка сидя, с локтями, приведенными к туловищу, и предплечьями, согнутыми под прямым углом. При ограничении этого движения можно пальпировать напряженные mm. teres major, latissimus dorsi, pectoralis major. Внутренняя ротация плеча производятся из того же положения или из положения лежа на спине. Для этого охватывают локти ребенка и пытаются ротировать внутрь полусогнутую в локтевом суставе руку. Обычно при двойной гемиплегии, двойном атетозе, иногда при спастической диплегии, это движение более или менее резко затруднено. Нередко вместо ротации возникают отведение плеча и приподнимание его вверх вместе с плечевым суставом — проявляется его состояние как моноблока. Напряжение mm. scaleni medii et posterii, levator scapulae, trapecius, latissimus dorsi вызывают движение моноблока вверх и приведение головы в сторону приподнятого плеча. При этом предплечье и кисть устанавливаются в положение резкой пронации. Эта патология внутренней ротации руки, необходимой для всех движений, совершаемых в районе средней линии тела, где перекрещиваются зрительные оси, препятствует развитию правильного зрительного восприятия, захватыванию рукой предметов, игрушек и т. д.
Наружная ротация совершается сравнительно свободно. Препятствовать ей может лишь напряжение большой и малой грудных мышц (Mathias, 1963).
G. Tardieu (1966, 1967) рекомендует исследовать и подвижность надплечья в связи с тем, что при церебральном параличе ригидность определенной группы мышц может фиксировать в единый блок плечевой сустав, лопатку и позвоночник. Для исследования подвижности надплечья, захватив головку плечевой кости, акромион и наружную часть ключицы, следует попытаться опустить захваченную часть тела вниз, в то время как другая рука исследователя будет пытаться наклонить голову ребенка в противоположную сторону.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »