Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оценка движений пальцев и кисти - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Разница между объемом пассивных и активных движений пальцев и кисти может быть настолько велика, что исследование только пассивных движений создаст ложное представление о двигательных возможностях ребенка.
Простое визуальное наблюдение за поведением и движениями рук ребенка дает первое представление об их активности, объеме, скорости движения. Наибольшие препятствия для осуществления движений в лучезапястном суставе и в пальцах кисти — пронационная установка, а иногда и пронационная контрактура в лучезапястном суставе, ульнарная флексия кисти, сгибательные установки или сгибательные контрактуры в пальцах.
Mathias (1963) считает, что самую легкую степень повышения тонуса сгибателей и пронаторов предплечья и кистей рук можно выявить, предложив ребенку хлопнуть в ладоши, удерживая руки по средней линии тела. При осуществлении хлопка выявляются наклонность к сгибанию пальцев кисти или сгибания в лучезапястном суставе и легкая пронация предплечья. При более сильных нарушениях тонуса пронация предплечья и кисти так велика, что «здоровая», т. е. менее пораженная, рука «подходит» под больную. При тяжелых нарушениях тонуса хлопание в ладоши оказывается невозможным. О рото-ручной пробе, рекомендуемой Matias, мы упоминали выше.
Предложив ребенку проделать самостоятельное сгибание в локтевом суставе, можно убедиться, что при этом ульнарная флексия кисти и приведение кисти к предплечью резко усиливаются (дополнительное влияние сгибательных синергий). Усиление ульнарной флексии и приведение кисти к предплечью наблюдаются также при сильных движениях в отдаленных группах мышц, например при надавливании стопой при упоре колена и т. д., что опять-таки надо учитывать при оценке нарушения функции рук. Изменения тонуса в подобных случаях происходят по механизмам паротонии.

Исследование разгибания в лучезапястном суставе.

Здоровый ребенок разгибает кисть при слегка согнутых в суставах концевых и средних фаланг пальцах. Сгибание пальцев происходит потому, что при разгибании кисти повышается тонус поверхностного и глубокого сгибателей пальцев. У детей с церебральными параличами объем разгибательных движений кисти невелик, однако тонус сгибателей пальцев повышается очень сильно даже при незначительном разгибании кисти (влияние шейного симметричного рефлекса, активности сгибательных синергий и пр.), поэтому сгибание пальцев оказывается максимальным. Выпрямление пальцев при разогнутой в лучезапястном суставе кисти для детей со всеми формами заболевания либо трудно, либо невозможно, так же как и разведение пальцев. В положении стоя разгибание кисти производится в меньшем объеме, чем в положении лежа.

При согнутой кисти разгибание пальцев облегчается в этом положении оказываются повышенным тонус поверхностного и глубокого разгибателей пальцев. Наоборот, сгибание пальцев будет затруднено. Это движение производится активно при всех формах церебрального паралича без больших усилий, однако почти всегда вместе с движениями, ставящими кисть в положение ульнарной флексии, сгибанием в локтевом суставе. Сгибание и разгибание первой фаланги большого пальца при разогнутых II и III пальцах, как правило, затруднено. Движения оказываются трудными, а иногда и невозможными и для всех пальцев сразу, и для каждого пальца в отдельности. К. Bobath (1967) указывает, что для каждого движения есть оптимальное положение конечности, которая производит эти движения, а также оптимальное положение всего тела. В данном оптимальном положении нужное движение совершается в наибольшем объеме и с наибольшей силой.
Особое внимание должно быть уделено наблюдению за положением I пальца. У здорового ребенка при сжимании кисти в кулак I палец ложится на указательный. У детей с церебральными параличами отведение большого пальца резко ограничено, затруднено, так же как и его разгибание и сгибание во второй фаланге. Нередко можно наблюдать подвывих большого пальца, который развился вследствие одновременного сокращения приводящих мышц большого пальца и его сгибателей с одной стороны и мышц анатомической табакерки — с другой.
С наибольшим объемом и силой сгибательные и разгибательные движения в пальцах производятся в положении сидя. В этом положении руки укладываются на столе ладонями вниз так, чтобы ось кисти была продолжением оси предплечья, и проводится пассивное, а затем активное отведение и приведение кисти. Отведение кисти осуществляется в основном лучевым сгибателем пальцев и разгибателем кисти, приведение — локтевым сгибателем и общим разгибателем кисти.
Пробы на разведение пальцев обычно выявляют недостаточность функции I, IV и V пальцев. Разведение II и III пальцев совершается обычно легче. Разведение пальцев больше по объему и быстрее по темпу, больше при руке, согнутой в лучезапястном суставе. В положении стоя и лежа разведение пальцев также различно при руке, согнутой и разогнутой в лучезапястном суставе; в первом случае оно больше по объему и быстрее по темпу. В положении лежа возможность разведения пальцев оказывается большей, чем в положении стоя.
Проба на сжимание и разжимание кулака, помимо возможности переключения, выявляет способность к захвату предмета. Производить ее лучше при разных положениях лучезапястного сустава.
Schulze (1968) правильно указывает, что при захвате предмета должны быть предусмотрены не только движение захвата предмета кистью и пальцами, но и адаптация кисти и пальцев к форме предмета, его величине, амплитуда движения всей руки (т. е. объем движения в плечевом суставе и в локтевом), приближающейся к предмету, и амплитуда движений, необходимых для дальнейших действий с предметом. Автор приводит хороший пример: если попросить больного только развести бранши ножниц, то он выполнит один захват ручек ножниц, но если попросить его взять ножницы, развести их и что-либо разрезать, захват будет другим.

Проба на противопоставление I пальца остальным выявляет недостаточность большого пальца — при всех формах заболевания он приведен к ладони. Первая метакарпальная мышца сокращена, и это наряду с аддукцией I пальца является причиной его неправильного положения. В тяжелых случаях оказывается невозможным противопоставление его даже II пальцу. Нередко наблюдается также полусогнутое положение IV—V, реже II пальца.
Как правило, при всех формах детского церебрального паралича сила активного движения, производимого в различных суставах руки и особенно в кисти и пальцах, не соответствует ни предполагаемому диапазону движения, ни тяжести предмета, который предполагается захватить. Гиперметрия особенно выражена при спастической диплегии, двойном атетозе и хореатетозе.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »