Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Исследование движений туловища - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

О методике исследования мышц шеи мы говорили, касаясь исследования мышц плечевого пояса.
Исследование мышц туловища рекомендуется начинать с общего осмотра ребенка при различных положениях. Нередко у детей с церебральным параличом, не освоивших еще стояние и ходьбу, наблюдается глубокая атония мышц брюшного пресса. В других случаях дети «не умеют» напрягать мышцы живота, произвольно глубоко дышать. При спастической диплегии изредка наблюдается спастичность мышц брюшной стенки. Интенсивность спастичности уменьшается в положении на спине и увеличивается в положении па животе.
Передние и косые мышцы брюшной стенки исследуют двумя способами в следующих положениях: а) лежа на животе; фиксируя одной рукой таз, стремятся приподнять вверх переднюю часть туловища подведенной под грудь рукой; о напряжении мышц брюшной стенки судят по степени активного сопротивления ребенка этому пассивному движению; в) в положении, сходном с тем, при котором исследуется рефлекс Ландау: таз и нижнюю часть туловища помещают на столе, грудную клетку оставляют на весу; исследующий производит пассивные движения туловища вверх, ротацию передней части туловища вправо и влево, ориентируясь на положение плеч каждой стороны.
Те же движения ребенок должен произвести самостоятельно. В последнем случае при оценке качества движения ориентируются на объем и силу производимых движений при оказании им легкого сопротивления.
Повороты туловища за счет бокового сгибания его в стороны осуществляются рядом мышц: mm. semis pinalis, levator costarum, obliqus externum и obliqus internum и др. Возможность движения туловища в стороны в положении стоя меньше, чем в положении лежа.
Сгибание туловища вперед производится за счет m. iliopsoas при фиксации нижних конечностей. Постоянное напряжение этих мышц у детей с церебральными параличами приводит к формированию сгибательных контрактур, таз смещается назад, а туловище оказывается наклоненным вперед. Внимательное наблюдение за ребенком при свободном передвижении (с поддержкой или без нее) выявляет даже небольшое изменение состояния этих мышц.
Tardieu (1967) обращает впимание на состояние межостистых мышц, преимущественное напряжение которых на одной стороне (влияние тонического симметричного шейного рефлекса) приводит к развитию сколиоза, деформации позвоночника и грудной клетки.
При исследовании группы длинных мышц спины ребенка сажают на край стола со свешанными вниз голенями, фиксируют таз и стремятся согнуть туловище вперед. Учитывают степень сопротивления этому движению.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »