Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Первым звеном этого рефлекса является установочный лабиринтный рефлекс с шеи на голову. Облегчить развитие последнего можно, применяя специальную коляску (рис. 28). На коляске имеется деревянный подгрудник, препятствующий опусканию груди и стимулирующий разгибательное положение плечевого пояса. Лежа на такой коляске, ребенок может отталкиваться с помощью кистей и пальцев рук и катить коляску. Это способствует и развитию выпрямительных движений во всех суставах верхних конечностей, разгибанию кистей.
Выпрямление рук ребенка стимулирует развитие в них опорных реакций, чему способствует и постоянное тактильное раздражение ладоней при соприкосновении их с полом.

Постепенное развитие зрительно-моторных связей у большинства детей, даже с наиболее тяжелыми формами заболевания, приводит к стремлению (а затем и к осуществлению его) передвигаться на каталке по направлению к предметам, привлекающим их внимание, а затем и по направлению друг к другу, что в свою очередь облегчает контакт детей между собой, стимулируя их речевое и психическое развитие.
Помимо сказанного, описываемое положение с приподнятой верхней половиной тела стимулирует развитие физиологического поясничного лордоза, формирование которого у детей со всеми формами заболевания задержано, или даже не наступает вовсе.
Для формирования лордоза, развития лабиринтных реакций, реакции координации, шейного асимметричного и симметричного установочного рефлекса полезны также упражнения на мячах различного диаметра — от 25 см до 1 м. Упражнение на мячах способствует развитию дифференцированных реакций в системе мышц плечевого пояса, в силу чего постепенно нивелируется имеющий место, особенно при спастической диплегии и двойной гемиплегии, моноблок мышц груди, плеча и лопатки.
Уменьшение спастичности мышц плечевого пояса способствует развитию изолированных движений. Это не только делает возможным для ребенка опорную функцию рук, но способствует постепенному медленному развитию рефлекса Ландау, что связано с появившейся возможностью разгибательных движений в мышцах спины и начальным развитием физиологического лордоза. Возможность осуществления разгибательных движений в мышцах спины становится особенно отчетливой, когда ребенок начинает активно опираться на кисти рук в положении на животе, лежа на мяче, а затем и на столе.
Можно предложить следующий далеко не полный комплекс упражнений на мяче.

  1. Упражнение для стимуляции опорной функции рук и поднимания головы. Ребенок укладывается на мяч лицом вниз, руки свисают. Методист подталкивает мяч, придерживая рукой ребенка за бедра или голени. Перекат мяча опускает тело ребенка вниз, руки его достигают пола. Постепенно вырабатывается рефлекторная установка на разгибание кистей в лучезапястных суставах и разгибание пальцев, осуществляется опорная функция кисти.


Рис. 30. Упражнения на мяче для развития движений в плечевых суставах.

Рис. 29. Упражнения на мяче для выработки опорной реакции рук.
2. Упражнение на разгибание рук в плечевых суставах. Методист укладывает руки ребенка, стоящего перед мячом, на мяч сначала небольшого размера, так как контрактуры в плечевых суставах мешают движению рук вперед и вверх. Производя покачивающие движения верхней части тела и плечевого пояса на мяче, методист добивается расслабления мышц плеча и дает ребенку мяч большого размера. Опираясь на этот мяч, ребенок может сделать большее разгибание в плечевых суставах. Постепенно меняя объемы мячей, добиваются нужного разгибания рук ребенка в плечевых суставах.

3. Упражнения на отведение рук назад в плече-лопаточных суставах. Методист устанавливает ребенка спиной к мячу так, чтобы его плечевой пояс касался стенки мяча, руки ребенка отводятся назад и начинается медленное размеренное покачивание тела ребенка на мяче. В результате происходит расслабление ригидных мышц плечевого пояса, увеличивается степень отведения рук назад.
Рис. 31. Упражнения на мяче для развития рефлекса Ландау.
Рис. 32. Укладка для упражнений, стимулирующих развитие большой ягодичной мышцы, и глубокого массажа ее.

Методист проделывает также упражнение с небольшим мячом, усадив ребенка на колени спиной к себе и расположив мяч между его спиной и своей грудью (рис. 30). Это упражнение способствует нарастанию подвижности грудных мышц и мышц, приводящих лопатку, постепенно делая их движения все более свободными. Отработав эти движения, можно перейти к разработке на мяче движений, необходимых для осуществления рефлекса Ландау. Для этого лежащего на мяче ребенка удерживают рукой за область ягодиц и пассивно приподнимают голову сначала за лоб, затем за подбородок, поворачивая мяч так, чтобы голова и туловище опускались вниз, и стимулируя ребенка приподнимать их перекатами мяча вперед и назад (рис. 31).
Указанные упражнения проводят в медленном темпе до 15—20 раз каждое. Лучше всего повторять их 3—4 раза в день.

У детей с двойной гемиплегией, тяжелыми формами спастической диплегии, двойным атетозом, реже с гемипарезами моноблок в плечевых суставах может быть настолько интенсивным уже в первые годы жизни, что занятия на мячах для них являются недоступными. В подобных случаях предварительно, а затем попеременно с занятиями на мячах необходимо проводить систему пассивных, а затем пассивных и активных упражнений для мышц плечевого пояса.
Пассивные упражнения для мышц плечевого сустава проводятся при исходном положении ребенка на спине с подложенным под голову небольшим валиком. Методист подводит кисти под плечевые суставы ребенка и в этом положении начинает производить круговые пассивные движения лопатки. В тех случаях, когда имеют место приведение лопатки и внутренняя ротация плеча, лопатку стараются по возможности фиксировать и затем производится (лучше всего помощником) отведение плеча с наружной его ротацией. Далее, подложив валик под грудь ребенка, лежащего на животе, приподнимают ребенка за плечи и затем, удерживая его за вытянутые и находящиеся в положении супинации руки, производят легкими рывками пружинящие разгибательные движения верхней части туловища. Эти упражнения надо проводить с учетом возможности возникновения миотатического рефлекса. Каждое нужное пассивное движение лучше всего производить после первоначального противодвижения, т. е. отведение и внутреннюю ротацию плеча начинать с приведения его и наружной ротацией, производимых по возможности до максимума.
Для того чтобы сделать нужные движения руки максимальными по объему, у тех детей, у которых имеется цепной асимметричный шейный рефлекс, последний может быть использован. Для этого голову ребенка поворачивают одновременно с отведением руки в ту же сторону. По мере адаптации ребенка к этим упражнениям отведение руки проводят уже без поворота головы и постепенно от пассивных движений переходят к активным. Необходимо использовать и стимулировать развитие зрительно-моторных связей, включая ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые раздражения, применяя всевозможные игры, картинки. Занятия, не интересные для ребенка, не затрагивающие его интеллекта, резко снижают эффективность.
У детей с двойной гемиплегией нередко имеется не приводящая, а отводящая контрактура в плечевых суставах. С этими детьми надо делать упражнения, преследующие обратные цели по сравнению с описанными выше. Кроме того, можно рекомендовать им ортопедические укладки верхних конечностей в среднефизиологическом положении. Рекомендуется также производить укладку рук в максимальном приведении, прибегая для этого к «позе эмбриона». С помощью этой же позы достигается укладка скрещенных на груди рук.
Развитию произвольных движений в суставах рук препятствует асимметричный тонический шейный рефлекс. При наличии этого рефлекса невозможны обучение и тренировка отведения руки, захвата предмета, поднесения его к лицу для рассматривания, удержания его в поле зрения, так как при сгибании руки, производимом для этой цели, голова ребенка поворачивается в противоположную сторону.
Для устранения этого рефлекса ребенка после расслабления мышц, достигаемого созданием «позы эмбриона», укладывают на спину, а затем методист начинает пассивно проделывать сгибательные движения в руке, удерживая голову ребенка так, чтобы его лицо было повернуто в сторону сгибаемой руки. Затем производят разгибание руки при голове, повернутой лицом в противоположную сторону. В тех же положениях проводят укладки. После того как достигается возможность активного удержания приданных положений головы и конечностей, переходят к тренировке активного воспроизведения ребенком этих положений.
Проводя описываемые упражнения, методист должен обращать особое внимание на положение головы ребенка. Она должна быть установлена обязательно по средней линии и иметь небольшой наклон вперед. Для этого под голову ребенка подкладывают плоскую подушку или небольшой валик из поролона. При таком положении влияние лабиринтных тонических рефлексов, стимулирующих в положении на спине тонус разгибателей, будет минимальным, что сделает более свободным движение мышц конечностей и возможность удержания «позы эмбриона». Ослабление тонуса напряженных мышц, препятствующих развитию рефлекторных движений, может быть достигнуто также точечным массажем (З. А. Манутина, 1964).



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »