Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Мероприятия по образованию физиологического лордоза требуют особого внимания, так как тотальный кифоз позвоночника у детей с церебральными параличами является одним из основных препятствий для формирования цепного симметричного шейного установочного рефлекса, распространения его на туловище и нижние конечности.
Для развития физиологического лордоза целесообразно применять ту же платформу-каталку, о которой говорилось выше. Возвышение в переднем ее отделе приводит к разгибанию и удержанию в этом положении верхнего отдела туловища, что в свою очередь стимулирует закрепление сначала пассивного положения поясничного лордоза. Помещение ребенка на укороченной каталке позволяет ему, сохраняя правильное положение позвоночника, отталкиваться от плоскости опоры коленями и пальцами стоп. Это подготавливает ребенка к самостоятельному ползанию и уменьшает эквинусную установку стоп. Уже сам факт создания схемы движения ползания, хотя и недоступного еще полностью как самостоятельного движения, является показателем формирования более высокой ступени развития двигательной функции в онтогенетическом плане (после ползания на животе) и в силу включения реципрокных отношений мышц, обусловливающих передвижение, служит подготовкой к этапу ходьбы при правильной установке позвоночника.
Упражнения на платформе-каталке создают условия для правильного симметричного положения таза, удерживают таз от перекоса в тех случаях, когда более поражена одна половина тела. Перекос таза у этих детей зависит преимущественно от неравномерного, асимметричного напряжения косых и прямых мышц живота, пояснично-подвздошных мышц и приводящих мышц бедер. Так как перекос таза при становлении вертикального положения тела усугубит порочность осанки, созданной уже предшествующим развитием кифоза грудного отдела позвоночника, то, естественно, наши усилия должны быть направлены на нормализацию взаимоотношений и функциональное становление этих мышц. Ортопедические мероприятия и лечебная физкультура должны быть направлены на развитие мышц живота, уменьшение спастичности пояснично-крестцовых мышц и приводящих мышц бедра при одновременном укреплении разгибателей бедра (в основном большой ягодичной мышцы) (рис. 32).
Для укрепления ягодичных мышц при исходном положении на животе разгибают в тазобедренном суставе прямую ногу и удерживают ее в этом положении. При этом производят тактильное раздражение кожи, покрывающей область ягодичных мышц, а также глубокий массаж, в отвё! на которые следует их сокращение. Можно применять глубокий массаж ягодичных мышц при укладке в положение для вызывания рефлекса Ландау II.
Для укрепления косых мышц живота производятся пассивные, а затем активные повороты туловища при разных исходных положениях ребенка. Начинать эти упражнения необходимо с первых недель жизни, как и при других упражнениях, первоначально создавая пассивный стереотип этих движений. Затем, стараясь включить возможно больше активную заинтересованность ребенка в этих движениях, следует заставить его с помощью кинестетического анализатора — зрительного, слухового — закрепить создавшийся стереотип и, постепенно создавая активную схему этого движения, реализовать его.
Нами предложено приспособление для развития элементов поворота типа специального гамачка (М. Я. Смуглин, 1969). Плотную материю длиной до 2 м и шириной до 0,5 м натягивают между двумя стойками с различной степенью натяжения при разной высоте стоек. Производят оптимальную фиксацию гамачка на пружинах, работающих на растяжение. Методист укладывает ребенка на живот или на спину поперек гамачка таким образом, чтобы плечевой и тазовый пояс были вне материи. Если при поворотах на полу, в кровати или на столе ручка ребенка, одноименная повороту, не участвует в акте поворота, то при использовании гамачка она является активной. Кроме того, повороты над поверхностью площади опоры даже на небольшой высоте (10—30 см) развивают вестибулярные реакции, адаптируют ребенка к высоте.
При подвижном закреплении материи методист пассивно производит элементы поворотов, а движущаяся опора под ребенком стимулирует его к активным поворотам. По мере постепенной адаптации ребенка к поперечному положению на гамачке рекомендуется уменьшить площадь опоры до 25 см (ширину гамачка) а также увеличить высоту гамачка до 80—90 см.
При укладывании ребенка в гамачке так, чтобы верхние конечности находились вне материи, методист при положении ребенка на животе стимулирует плавательные движения, следя за правильными реципрокными взаимоотношениями сгибателей и разгибателей рук и ног.
Указанное приспособление можно использовать в бассейне.

Значительное место в тренировке цепного шейного установочного симметричного рефлекса занимает закрепление рефлекса Ландау I. Упражнение проводится на краю стола, верхняя часть туловища ребенка с опущенными руками свисает со стола. Ребенок должен самостоятельно поднять верхнюю часть туловища, вытянув руки вперед, и удержаться так 1—2 минуты. Важнейшим стимулом для движения является зрительное раздражение в любой его форме — начиная со светового пятна и до картинок с определенным последовательно развивающимся сюжетом, которые привлекают внимание ребенка. Зрительно-моторные связи являются и здесь первостепенными факторами компенсации. Удержание тела ребенка в позе, формирующейся при рефлексе Ландау, стимулируется и точечным массажем в паравертебральной области.
Нередко включение эмоционального момента может оказать большую услугу. Так фраза «посмотри, там мама» является сигналом для того, чтобы ребенок предпринял все усилия для разгибательного движения шеи и спины.
При спастической диплегии и двойной гемиплегии прямые мышцы живота могут находиться в спастическом состоянии. В подобных случаях перед упражнениями необходимо длительно проводить расслабляющие пассивные движения, создавая «позу эмбриона». При атонически-астатической и гиперкинетической формах, наоборот, нередко имеет место расхождение прямых мышц живота. Для устранения этого рекомендуется проводить упражнения на спине с фиксированными на уровне средней трети бедер ногами — сгибание и разгибание туловища и его повороты в стороны.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »