Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Для распространения цепного шейного симметричного рефлекса на мышцы нижних конечностей существенным препятствием являются сгибательные и аддукционные контрактуры в тазобедренных и коленных суставах. Они являются также одним из существенных препятствий для освоения вертикального положения тела у детей с церебральными параличами.
Для профилактики постоянного напряжения группы аддукторных мышц, являющегося первым предвестником намечающихся контрактур и напряжения мышц, ротирующих бедро внутрь, можно рекомендовать применение с первых недель жизни ребенка абдукторных (отводящих) штанишек — трусиков, выкроенных в виде треугольника. Два конца треугольника соединены на животе, а третий прокладывается при положении на спине через промежность сзади наперед и соединяется с первыми двумя концами на животе ребенка. В области промежности лоскут должен быть уплотненным, можно его простегать, предварительно вложив поролоновую прокладку, ширину которой постепенно увеличивают (от 8—10 до 15—18 см в течение 6—8 недель). У детей старше 2 лет, владеющих хотя бы в незначительной степени активными движениями конечностей, ношение таких штанишек хорошо сочетать с упражнениями, в той или иной степени напоминающими движения ног при езде на велосипеде,— круговыми движениями бедер, направленными на улучшение центрирования головки бедренной кости в суставной впадине тазобедренного сустава.
При приводящей установке бедер, характерной для всех форм заболевания, резко превалирует тонус приводящих мышц над антагонистами этих мышц — средней и малой ягодичными мышцами. Следует считать неправильными применяемые для устранения аддукторных контрактур упражнения на разведение бедер (производимые с применением значительной силы, вплоть до причинения боли) или же шины-распорки (с которыми детей нередко укладывают спать), стулья с клиньями и т. д. Длительное, значительной силы растяжение мышцы предуготавливает ее повышенную готовность к возбуждению и последующему сокращению, поэтому после освобождения от шины-распорки или подобного ей аппарата наклонность к приведению ног увеличивается.
Целесообразнее для исключения механизмов миотатического рефлекса применять укрепление отводящих ягодичных мышц и приемы, направленные, на расслабление аддукторных мышц; рефлекторный точечный, массаж, расслабляющий массаж, а также мазь Пигина.Эффективен по своим результатам и прием, предложенный В. Bobath и К. Bobath из «позы эмбриона» на спине. Одна нога ребенка (при сохранений этой позы для всего тела) удерживается методистом в положении возможно большего разгибания, а другая постепенно, медленно сгибается в тазобедренном и коленном суставах, Затем бедро по возможности максимально приводится к животу и после этого столь же постепенно производится отведение бедра. Диалогичный прием производится и со второй ногой.
Такие упражнения делают до 10—15 раз в день. По мере адаптации ребенка к этим упражнениям их начинают производить из «позы эмбриона» на спине уже на обеих ногах.
Если всеми описываемыми приемами удается достичь разведения бедер в пределах 30 см (расстояние измеряется между коленями), то перекреста ног при вертикальном положении ребенка не наступает. У ребенка в 3—4 года это расстояние должно быть не менее 40 см.
Для тренировки средних и малых ягодичных мышц, нормализация функции которых значительно уменьшает приводяще-ротационную контрактуру бедер, упражнения приводятся в положении лежа на боку. Сначала щадяще-пассивно, затем рефлекторно вызывают отведение бедра при согнутом коленном суставе. Лучше всего это удается после рефлекторного точечного массажа, который проводят в области на 2 см ниже пальпируемого большого вертела в течение 2—3 минут перед упражнением. В область аддукторов предварительно втирают мазь Пигина, и это оказывает хорошее расслабляющее действие в течение 2—3 часов после втирания мази (схему точек см. на стр. 132).
Для укрепления больших ягодичных мышц можно рекомендовать стимуляцию развития рефлекса Ландау II. Эти мышцы являются одними из основных в формировании цепного шейного рефлекса. Тренировка их проводится еще и следующим образом, помимо описанного выше. Ребенка укладывают животом на край стола так, что ноги его свешиваются вниз, и затем путем пассивных разгибательных движений создают первоначально разгибательный стереотип — «схема движения» по К. Bobath (1947) и Таdieu (1968); затем, когда этот стереотип несколько упрочился, вызывают рефлекторное движение разгибания путем точечного массажа (по точечным зонам) больших ягодичных мышц.
При всех формах заболевания имеет место напряжение, а чаще контрактура пояснично-подвздошных мышц, что является одним из основных патогенетических звеньев установок туловища, таза и конечностей.
Для расслабления этой группы мышц и одновременно для укрепления мышц живота проводят упражнения при положении ребенка лежа на животе на среднем мяче.


Рис. 33. Упражнения на валике для укрепления мышц спины, живота, развития  опорной реакции рук и движения захвата.

Методист при этом удерживает ребенка за стопы и производит ими качательные движения вперед — назад. Лежа на мяче, ребенок опирается руками о пол. Если на расстоянии 3 м от мяча будет расположена игрушка, ребенок начинает перебирать руками для того, чтобы приблизиться к ней. Таким образом, прием может быть использован одновременно и для развития и укрепления разгибания кисти и пальцев (опорной реакции кисти), и для развития реципрокных отношений в мышцах плечевого пояса (также необходимого элемента ползания), и для расслабления пояснично-подвздошной мускулатуры.
Это упражнение, но без включения реципрокных движений мышц плечевого пояса можно проводить и не на мяче, а на круглом валике или бревне, обшитом поролоном или же просто мягкой плотной тканью; диаметр бревна 30—40 см, длина 1 м. Ребенка укладывают животом на бревно, и методист проделывает те же движения, что и при укладке ребенка на мяче (рис. 33).



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »