Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Развитие рефлекса ползания - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Подготовку ребенка к ползанию и развитию реципрокных отношений в мышцах верхних и нижних конечностей следует начинать рано, до появления тугоподвижности мышц и суставов и контрактур. Для этого производят упор на подошвы ребенка, лежащего на животе. Как правило, степень спастичности и пареза различна на правой и левой ноге, поэтому реакция ребенка, выражающаяся в сгибании ног в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах, не одинакова или на одной ноге ее может не быть.

Рис. 34. Ортопедическая доска для укладок туловища и конечностей.

Рефлекс может и не вызываться, тогда необходимо создать стереотип пассивного движения в одной, потом в другой ноге, добиваясь этого путем предварительного растирания кожи подошвы, похлопывания и поглаживания ее и уже затем осуществляя давление на подошвы. При этих условиях рефлекс может появиться быстрее. Если одновременно установить перед ребенком яркую игрушку, стимулирующую включение и оживление зрительно-моторных, т. е. корковых, хотя и самых примитивных, связей, рефлекс вызывается скорее и с большим постоянством. Оживление этого рефлекса может возникнуть и после того, как ребенок несколько минут удерживался в положении стоя, нагружая своим весом подошвы. Помочь этому движению можно также, пальпируя паравертебральную область поясницы поочередно сначала с одной, а затем с другой стороны — это вызывает сгибание в тазобедренном и коленном суставах одноименной ноги. Сочетая эту пальпацию с давлением на подошву, можно добиться более быстрого развития сгибательных рефлекторных движений нижних конечностей.

Рис. 35. Упражнений для развития правильной опорности рук и стоп при ползании на рольганте. Объяснение в тексте.

В тех случаях, когда в связи с тяжелым поражением мозга контрактуры мышц бедер развиваются уже в первые месяцы жизни ребенка или развиваются постепенно в течение первых лет его жизни в связи с недостаточным или неправильным лечением, необходимо принимать более энергичные меры. К ним относится прежде всего специальная фиксационная ортопедическая доска (рис. 34).
Ребенка укладывают на ортопедическую доску животом вверх и фиксируют на ней широким поясом. При небольшом сгибании в коленных суставах (с помощью валиков под голенями) производят разведение ног, щадящее, очень постепенное. Стопы ребенка обязательно должны иметь упор для включения рефлекса ползания, стимулирующего сгибательные движения в суставах. Ребенка помещают на ортопедическую доску после проведения физиотерапевтических процедур, занятия с методистом; в этом положении он находится от 10—20 до 30—40 минут. При укладке необходимо обращать особое внимание на наружную ротацию ног.
Разработано приспособление типа рольганга для подготовки к процессу вертикализации тела и обучению ходьбе (М. Я. Смуглин). Рольганг — специальное приспособление, представляющее комплекс вращающихся деревянных или пластмассовых роликов-брусков, соединенных (параллельно) двумя рейками; расстояние между роликами произвольное. Длина рольганга до 2 м, ширина 50—70 см (рис. 35). Занятие при горизонтальном положении рольганга начинают с адаптации ребенка к прибору в положении на животе и на спине. Методист пассивно передвигает тело ребенка вперед и назад. При этих передвижениях (на животе) методист удерживает ребенка за область грудо-поясничного отдела позвоночника. После нескольких занятий появляется и улучшается опорность рук — перекатывание деревянных роликов под руками ребенка стимулирует захват кистью каждого ролика по мере продвижения вперед или назад. Методист корригирует и обучает ребенка правильному захвату ролика с противопоставлением I пальца остальным. В связи с этим необходимо, чтобы толщина каждого ролика соответствовала объему кисти ребенка. Указанные движения благодаря вращениям ролика стимулируют разгибательные движения пальцев при опоре на руки. В положении на животе методист обучает ребенка элементам ползания, помогая попеременно отталкиваться стопами, используя пространство между брусками.
Следующая позиция рольганга — постепенный перевод в полувертикальное положение. При такой установке рольганга постепенно увеличивается нагрузка для ребенка, используются активные элементы подтягивания. Методист при этом также отрабатывает элементы реципрокной взаимосвязи сгибателей и разгибателей рук и ног при обучении ползанию, стимулирует опорность стоп, используя вращение роликов и промежутки между ними.
По мере передвижения ребенка по рольгангу вверх методист обучает его спуску с рольганга на животе и на спине. Благодаря этому отрабатывают вестибулярные реакции, опорность на руки. Более быстрое вращение роликов облегчает и стимулирует разгибательные движения пальцев, ребенок начинает более энергично переставлять руки от одного ролика к другому. При обучении ходьбе с помощью рольганга, лежащего на полу, учитывают облегчение развития шаговых движений, элементов переката стопы. Вращение роликов стимулирует ребенка к более ритмичным шаговым движениям, к разгибательным движениям в голеностопных суставах; тем самым уменьшается тенденция к рекурвации в коленных суставах. Ретрагированное ахиллово сухожилие при увеличении площади опоры стопы (так как вращение брусков принуждает ребенка более полно нагружать стопы) начинает нормализоваться.
Для постепенной адаптации (при правильной установке конечностей) к вертикальному положению целесообразно постепенно переводить доски из горизонтального в вертикальное положение (по нескольку градусов в день), а также в другие плоскости. В силу изменения положения лабиринтов и соответственно влияния лабиринтных рефлексов на тонус мышц туловища и конечностей таким путем можно значительно уменьшить спастичность, добиться в связи с этим более правильного положения конечностей, уменьшить постоянную тенденцию к контрактуре в ряде суставов верхних и нижних конечностей.

 Проводя это мероприятие систематически, можно постепенно упрочить новый афферентный стереотип, что, несомненно, влечет за собой овладение большими возможностями для развития рефлекторных и активных движений. Это — важный элемент подготовки ребенка, страдающего церебральным параличом, к вертикальному положению тела. Переход этот часто осложняется тем, что стопы больного ребенка не являются опорными в связи с их эквинусной и эквиноварусной или эквиновальгусной установкой. Эта установка при таких формах заболевания, как спастическая диплегия или двойная гемиплегия, может быть столь выражена, что ребенок при стоянии опирается лишь на переднюю часть наружного края стоп. В дальнейшем, по мере нагрузки на стопы, развития в них порочной опорности (т. е. варусная или вальгусная установка их) резко нарастает рекурвация коленных суставов или сгибательная контрактура в них, что в свою очередь вместе с другими порочными установками конечностей и туловища создает невозможность или значительные затруднения при ходьбе.
Коррекция неправильного положения стопы начинается с устранения спонтанного рефлекса Бабинского, часто наблюдаемого у детей со всеми формами заболевания. При наличии этого рефлекса почти всегда резко опущена головка I плюсневой кости, основная фаланга I пальца разогнута, ногтевая опущена — постепенно у ребенка формируется молоткообразная форма I пальца. В дальнейшем она приводит к резкому нарушению рессорной функции стоп, так как нагрузка туловища в вертикальном положении падает на головку I плюсневых костей, и наступает подвывих в плюсне-фаланговых суставах.
С целью устранения этого осложнения мы рекомендуем упражнения для расслабления стоп. Методист захватывает голень ребенка в средней или нижней трети и производит колебательный движения нижним отделом голени и стопой по 10—15 раз. Уже при расслабленной мускулатуре, захватив своей рукой всю стопу ребенка (а не только голеностопный сустав), методист постепенно устраняет варусное положение, рефлекторно снижая Спастичность задней большеберцовой мышцы и вызывая сокращение (путем рефлекторного точечного массажа) малоберцовой мышцы. Только после постепенного выведения стопы из положения варуса возможно начать постепенное устранение подошвенного сгибания стоп.

При неполном захвате стопы, в основном ее дистального отдела, проведение подобных манипуляций может привести к формированию ладьеобразной «стопы-качалки», которая при вертикальном положении тела принимает форму вальгусной стопы.
Одновременно с упражнениями на рольганге следует проводить спиралевидный массаж в области свода вдоль подошвенного апоневроза. Моделируя свод описанными упражнениями и массажем, удается не допустить опускания костей стоп, особенно в области свода.
Для профилактики описываемых изменений целесообразно при ортопедической укладке на спине до 10—20 минут создавать упор для стоп в среднефизиологическом положении. Необходимо следить за тем, чтобы одеяло своим весом с самого начала не приводило к дополнительной нагрузке стопы. Кроме того, можно проводить прибинтовывание правильно установленных стоп ко всевозможным шинкам — картонным, дюралюминиевым, деревянным с мягкой подстилкой из поролона и т. д.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »