Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Тренировка перехода к вертикальному положению тела - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Вертикальная установка тела впервые возникает у ребенка при освоении процесса присаживания. Для овладения присаживанием необходима прежде всего тренировка развития асимметричного шейного цепного рефлекса. Для этого нужно добиться вначале расслабления спастически сокращенных мышц. Достаточного расслабления мышц можно достичь путем создания «позы эмбриона»: из положения на спине ребенок, поддерживаемый лицом к методисту и удерживаемый им руками на уровне лопаток, переводится в медленном темпе в полувертикальное, а затем вертикальное положение. При этом максимум внимания методист уделяет тому, чтобы голова ребенка находилась в симметричном положении, для чего постоянно поддерживает ее. Большими пальцами рук методист специально поддерживает подбородок, чтобы воспрепятствовать появлению оральных синкинезий, обычно сопровождающих переход тела в вертикальное положение.
Для того чтобы создать постепенную адаптацию к переходу тела в вертикальное положение, первоначально под голову ребенка подкладывают клиновидную подушку с высотой основания не более 10 см. Это несколько ослабляет влияние лабиринтного рефлекса, стимулирующего тонус разгибателей туловища и конечностей и, наоборот, в силу активации шейного тонического рефлекса (сгибание шеи, вызванное укладкой головы на подушку) стимулирует тонус сгибателей туловища и конечностей. Сгибание шеи ослабляет также Спастичность шейной мускулатуры и тем самым создает условия для сближения точек прикрепления грудино-ключично-сосковых мышц, сокращение которых является важным компонентом в комплексе присаживания. Затем методист начинает развивать навыки присаживания ребенка из положения на спине с поддержкой за область надплечий и плеч. Упражнения проводятся в медленном темпе, до 10—12 раз.


Рис. 36. Упражнения для обучения присаживанию. Объяснения в тексте.
Так как при церебральном параличе у ребенка вследствие задержки развития цепного симметричного рефлекса обычно в значительной степени выражен кифоз или кифосколиоз, необходимо в момент присаживания поддерживать спину ребенка в области грудо-поясничного отдела позвоночника. Наиболее важно выполнять это указание при присаживании ребенка с поддержкой за предплечья и затем за кисти рук, так как именно при этом упражнении приходится максимальная нагрузка на длинные мышцы спины. Тренировки акта присаживания должны проводиться в общем комплексе упражнений для укрепления мышц туловища, особенно мышц живота.
Очень часто при развитии присаживания в силу влияния тонических шейных рефлексов усиливается напряжение аддукторов бедер и нарастает перекрест ног в области бедер. Поэтому при обучении присаживанию с подтягиванием за кисти и предплечья методист, производя пружинящую тягу, удерживает своими предплечьями бедра ребенка в положении разведения (рис. 36).



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »