Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Реабилитация двигательных функций верхних конечностей - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Прогноз лечения, включая развитие двигательных возможностей и интеллекта ребенка, во многом зависит от становления ручной умелости.
В первых разделах работы мы упоминали, что в норме происходит длительный процесс развития ручной умелости. В течение первых лет жизни различные стадии развития комплексов движений руки в целом, главным образом кисти, сменяют одна другую. У ребенка, страдающего церебральным параличом, не происходит нормального последовательного развития движений рук. Может отсутствовать опора на кисть, в то время как опора на предплечье и плечо в той или иной мере развивается. В силу нарушения тонических мышечных реакций кисть не может или неправильно осуществляет процесс захватывания.
Необходимо постоянно помнить, что главной задачей ортопеда, невропатолога, методиста в поздней стадии заболевания является не достижение правильного положения кисти и пальцев, а стремление добиться максимального развития всех возможных для данных суставов функций.
Воспитание ручной умелости у детей с поздней резидуальной стадией I степени обычно проводится при положении детей сидя.
Воспитание ручной умелости надо начинать с 1-го года жизни, максимально адаптируя ребенка в положении, облегчающем работу рук. Переход к вертикальному положению тела у ребенка, не адаптированного в ранней резидуальной стадии к ручной умелости, под влиянием антигравитационных систем приводит к резкой спастичности мышц верхних конечностей, значительно большей, чем в тех случаях, когда на ранних стадиях развития заболевания создавались
условия для появления целенаправленных движений кисти и пальцев.
Для каждого движения в дистальных отделах руки существует наиболее выгодное положение. Движение разгибания кисти и сгибания пальцев осуществляется с наибольшей легкостью при полусогнутой и приведенной к средней линии тела руке. Именно это положение и должно быть исходным. Если оно не может быть создано активно, методист должен уложить руки в нужное положение пассивно. В этом положении ребенок может начать обучаться захвату предмета.
Tardieu (1960) указывает, что у детей с двойным атетозом и атаксией возможны изолированные движения большого и указательного пальцев, но они недостаточно координированы между собой. В результате большой палец проходит то выше, то ниже указательного. Освоение этого движения должно быть произведено прежде всего пассивно, затем с помощью методиста и, наконец, активно.
Препятствием к овладению движением захвата может оказаться невозможность или слабость фиксации взора на предмете, который ребенок должен захватить, — отсутствие или недостаточность зрительно-моторных связей. Это может быть следствием спазма глазодвигателей, влияния на них лабиринтных тонических рефлексов или же в результате имеющейся у некоторых детей гемианопсии.
Не видя в достаточной мере предмета, ребенок не может и оценить расстояние, на которое надо протянуть руку, величину и объем предмета для того, чтобы подготовить, адаптировать положение кисти и пальцев при захвате предмета и т. д. Поэтому необходима настойчивая фиксация внимания ребенка на прослеживании предмета взором. Ребенку предлагают смотреть на яркий предмет, следить за его передвижением, протянуть к нему руку, дотронуться до него и, наконец, взять. Лишь освоив эти подготавливающие этапы, можно переходить к обучению захвата предмета, последующему сгибанию руки в локтевом суставе, переносу предмета к себе и опусканию его на стол рядом с собой.
Те же упражнения, но с учетом положения головы и, следовательно, влияния шейных и лабиринтных рефлексов на мышцы кисти и пальцев (как главных исполнителей нужного движения), положения туловища, трудности перестройки тонуса мышц (а поэтому значительно большей длительности обучения) проделывают при двойной гемиплегии и тяжелых проявлениях спастической диплегии. Задачей методиста в этих случаях является обучение координации
движения руки, позволяющей произвести точное движение захвата без присущих этой форме, но нередко осложняющих ее атактических движений. После захвата предмета методист фиксирует руку ребенка, и он подносит предмет к себе. Если движения резко атактичны, методист продолжает их коррекцию.
При атонически-астатической форме церебрального паралича методист, проделывая то же упражнение, удерживает предплечье в нижней или средней трети со значительно меньшей силой, пассивно направляя движения руки ребенка к предмету. Кисть при этом свободна.
Чрезвычайно важным моментом является адаптация руки ребенка к форме предмета при обучении захвату. Это позволяет создать чувственную кинестетическую базу производимого движения, включить активно афферентное звено. Создавая «код» данного движения при активном участии афферентного звена, ребенок значительно скорее и прочнее осваивает каждое движение, и оно быстрее становится полуавтоматизированным. Одновременно методист должен фиксировать внимание ребенка на расстоянии, на которое должен быть перенесен данный предмет, а неоднократные тренировки в этом направлении должны закрепить представление об этом расстоянии.
Весь цикл тренировок после овладения движениями разгибания кисти и движением захвата можно условно разбить на два этапа: первый этап — устанавливается положение руки при манипуляциях предметом, требующее одновременного действия пальцев с одной стороны предмета и противоположного действия большого пальца с другой стороны предмета; второй этап — отрабатываются положения руки при манипуляциях с предметами, требующие индивидуальной деятельности большого пальца или более сложной функции пальцев.
Первый этап включает обучение манипуляциям, которые облегчают самообслуживание ребенка.
Прежде всего тренируют захват и удержание предмета при пронационной, типичной для этой стадии порочной установке или даже контрактуре кисти и предплечья. Ребенок должен захватить плоский предмет и перенести его на определенное, сначала небольшое расстояние на столе, а за - том позже переносить с одной стороны стола на другую. Тренируют захват ложки, вилки, куска хлеба.
При этом индивидуально подбирают такое положение проксимальных отделов предплечья и даже плеча, при котором функция соответствующих, нужных для движения мышц могла бы осуществляться в максимальном объеме. Так, например, разгибательное движение кисти в наибольшем объеме возможно при полусогнутом локтевом суставе, захват осуществится с большей силой и в большем объеме при хотя бы слегка супинированных предплечье и кисти. Если ребенок полностью не владеет супинацией или владеет ею лишь минимально, он может произвести компенсирующее движение в плечевом суставе за счет мышц лопатки, плеча и в этих условиях, быть может, получить возможность движения супинаторов предплечья и кисти. Некоторые дети, особенно со спастической диплегией и некоторыми формами гиперкинезов, осуществляют супинацию предплечья с резким и интенсивным наклоном всего тела в сторону одноименной руки.
Целесообразно строить упражнения так, чтобы имела место серия последовательно включающихся родственных манипуляций. В этом отношении очень интересен опыт Бельгийского реабилитационного центра, проводящего реабилитационную терапию рук применением серии движений, необходимых для работы на почте. Так, на первом этапе ребенок обучается захвату конверта и перекладыванию его. Освоив эти движения, он начинает заниматься сортировкой конвертов, что автоматизирует приобретенное движение. В другом варианте больной обучается захвату пузырька с клеем, удержанию кисточки, обмакиванию удерживаемой кисточки в клей, а затем обклеиванию конвертов. Это — полезная и интересная деятельность ребенка, производимая им с положительной эмоцией, которая значительно ускоряет развитие движений.
Положительный момент производственного обучения — автоматизация разрабатываемых движений. Одновременно идет обучение манипулятивной деятельности пальцев при определенных установках кисти: застегивание пуговиц и кнопок на одежде, складывание и раскладывание разных по величине кубиков, мозаики, работа на специальной доске.
В тех случаях, когда упражнения постепенно дают ребенку возможность производить активную абдукцию большого пальца, включают новые упражнения— с заданиями вставить ключ и повернуть его, завести игрушку, завести настенные или настольные часы, ввернуть и вывернуть лампочку из патрона и т. д. Еще раз подчеркиваем, что основной задачей является разработка функций. Для этого при данной стадии детского церебрального паралича приходится пренебрегать правильностью установки тела ребенка, всей
конечности или ее части при выполнении того или другого движения.
Если удается добиться развития не всех функций, а лишь некоторых из них, надо максимально использовать сохранные возможности. Из опыта того же Бельгийского центра можно рекомендовать для больных с возможностью ладонного захвата, но слабой абдукцией большого пальца производить обучение постановки штампа на конверте. Это движение так или иначе вовлекает супинаторы предплечья и кисти. Возможно и обучение забиванию гвоздя в доску (движение всегда выполняется ведущей рукой).
При возможности осуществления сильного захвата большим и остальными пальцами в проксимальных межфаланговых суставах, даже согнутых крючком, больной может обучаться навыкам вкладывания листа бумаги в конверт, запечатыванию и распечатыванию конвертов. Эти движения стимулируют одновременно и разгибание кисти, и ее супинацию, особенно после того, как они приобретут автоматизм. То же достигается обучением мытью посуды, первым навыкам гончарного дела.
На этом этапе ребенок может начать обучение движениям, необходимым для манипуляции с ножницами. Они включают разведение I и II пальцев при разогнутой кисти и возможность при том же положении кисти ритмичных движений разгибания и сгибания I пальца при фиксации разгибательно-сгибательного положения II пальца и согнутых во всех фалангах III—V пальцев. Таким образом, разрезание листа бумаги является уже той ступенью, на которой ребенок может делать различные по напряжению движения пальцами: осваивается большая степень трудности — разноплановые движения.
На втором этапе реабилитации ручной умелости осваиваются более дифференцированные манипуляции. При развитии возможности движения в указательном пальце эти возможности используются для обучения нажатия на кнопку звонка, действию с выключателем и, наконец, работе на пишущей машинке.
При возможности противопоставления большого и указательного пальцев осуществляется обучение нанизыванию бус на нитку, пропусканию нитки через ушко иголки (как правило, нитка зажимается двумя пальцами ведущей руки, а игла — двумя пальцами вспомогательной руки).
Хорошим упражнением, включающим тренировку сгибательно-разгибательных движений кисти, при согнутых во всех фалангах пальцах я чередующихся движениях супинации и пронации, является обучение пользованию ластиком (резинкой). Умело подобранный рисунок с вертикальными и горизонтальными линиями, который ребенок должен стереть, дает ему возможность большого диапазона в развитии нужных в данный момент движений.
Если ребенок овладел или начинает овладевать возможностью оппозиции «большой, указательный — средний пальцы», можно обучать его наворачивать гайки на болт, фиксация болта производится вспомогательной рукой, вращение гайки — ведущей рукой.
Обучение письму начинается только после развития дифференцированной деятельности пальцев. Длительное время перед началом работы по освоению движений, нужных для процесса письма, больной обучается контролю за работой мышц пальцев при смыкании кончиков ногтевых фаланг I, II, III пальцев, поочередному сгибанию и разгибанию пальцев, удержанию карандаша в воздухе и чередованию движений супинации и пронации кисти и т. д. Дальше начинается работа по стабилизации удержания карандаша в пальцах, для чего, естественно, подбирается максимально выгодное для функции положение кисти.
Мы должны согласиться с Rassel и Tizon (1962), которые считают, что при анализе двигательных возможностей ребенка прежде всего надо выяснить схему движений, к которой ребенок прибегает при данном движении. У многих детей она состоит из примитивных форм движения плюс адаптация к положению тела и конечностей, необходимому при этом движении, и является результатом степени двигательного развития ребенка и его воспитания. Нередко кажется, что такая схема является основной помехой дальнейшего развития двигательных возможностей, но она может быть тем положением, в котором ребенок чувствует себя наиболее удобно. К этому положению он прибегает, прежде чем произвести какое-либо движение. Rassel и Tizon считают, что именно на такую схему ребенок должен опираться, чтобы приобрести основу для нужной деятельности. И только тогда, когда первые элементы этой деятельности появятся, можно корригировать созданную схему и исправлять ее так, чтобы по возможности приблизиться к тотальному изменению имеющейся примитивной схемы, связанной с недоразвитием или патологией постуральных рефлексов. Конфликт между деформацией и неспособностью к движениям является терапевтической дилеммой в направлении поведения и лечении ребенка (Holt, 1963). Далеко не всегда деформации и неспособность к движению идут рука об руку и далеко не всегда увеличение двигательных возможностей является средством уменьшения деформации.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »