Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Терапия поздней резидуальной стадии II степени - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Поздняя резидуальная стадия II степени является самой тяжелой и самой трудной в отношении восстановления и развития двигательных, психических и речевых функций. Она особенно тяжела, когда ребенок не лечился в первые годы жизни, лечился недостаточно или неправильно. В подобных случаях уже в первые годы жизни могут развиться тяжелейшие контрактуры в проксимальных и дистальных отделах конечностей, атрофии мышц, которые в начальной резидуальной стадии обычно не встречаются. У детей с грубыми нарушениями рефлексов 1-го года жизни уже в 2—3 года постепенно начинает развиваться «эмбриональная поза» — туловище сгибается, голова пригибается к груди, мощные контрактуры в тазобедренных и коленных суставах влекут за собой приведение ног к животу. Контрактуры в плечевых и плечелопаточных суставах делают разгибание и отведение рук невозможными, и дети лежат обычно с плотно приведенными к груди руками. Тоническое напряжение мышц распространяется и на артикуляционный аппарат, что делает речь ребенка почти невозможной.
Естественно, что в условиях полной моторной и речевой недостаточности развитие интеллекта, требующее постоянного притока всевозможной информации, будет глубоко задержано, и в конечном итоге ребенок станет глубоким дебилом даже в том случае, если первичная задержка развития мозга была невелика.
Однако имеются и такие случаи, когда описанная клиническая картина развивается и у детей, интенсивно лечившихся с первых дней жизни. У детей с выраженной микроцефалией не возникает вопроса о причине такого течения болезни. Независимо от возраста ребенка у него оказываются еще не начавшими свое развитие все или почти все установочные рефлексы 1-го года жизни или же развитие их носит патологический характер. В распределении тонуса при этой форме заболевания независимо от возраста (т. е. в 5, 10 лет и старше) основную роль играют тонические рефлексы и патологическая активность ретикулярной формации. Любое экстероцептивное раздражение — зрительное, слуховое, тактильное — тем в большей степени, чем оно внезапнее, вызывает диффузное резкое повышение тонуса, усиливающее выраженность «эмбриональной позы».
Если для детей с поздней рецидуальной стадией I степени необходимо сделать все, чтобы добиться максимального развития задержанных и компенсации утраченных функций, то для детей с поздней резидуальной стадией II степени консервативными методами лечения сделать можно очень мало, хотя исключение из правил существует и здесь. Прежде всего к таким исключениям относятся случаи, когда врач, видя ребенка 2—4 лет, не владеющего движениями, с нарастающими многочисленными контрактурами, не говорящего и не владеющего мимическими движениями, причисляет его сразу к некурабельным. Однако и мы, и многие авторы (М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская, 1959; Cardwell, 1958; Illingvort, 1960; Perlstein, 1959, и др.) наблюдали много случаев, позволяющих убедиться в том, что в силу ряда причин (среди которых известными являются настойчивое и упорное лечение) такой ребенок может постепенно овладеть движениями, речью и к 7—8 годам оказаться владеющим основными стато-кинетическими рефлексами и речью, с достаточно развитой, хотя и несколько дефектной психикой. Поэтому, с нашей точки зрения, основным правилом поведения врача с такими детьми (если они не являются выраженными микроцефалами или гидроцефалами) является продолжение самого интенсивного лечения в течение 2—3 лет.
Мы полагаем, что надо начинать с активного, длительного медикаментозного лечения. Мы могли убедиться, что на ригидность, как правило, имеющуюся у таких больных, наибольшее влияние оказывает мидокалм (1/2 таблетки 2 раза в день, затем 1 таблетка 3—4 раза в день), который ребенок должен получать на фоне лечения витамином В6 в дозах 500—1000 мкг или пирогеналом (до 250— 300 мпд). Лишь после того как произойдет понижение тонуса мышц и возникнет возможность активного расслабления, можно приступить к лечебной физкультуре, естественно, ставящей основной целью воспитание первых установочных рефлексов и подавление тонических мышечных рефлексов. Однако проведение ее может быть затруднено наличием массивных контрактур.

Упражнения по Фелпсу дают лишь краткосрочный эффект, не фиксирующийся лечебной физкультурой, по-видимому, в связи с особенностями формирования контрактур. В этих случаях необходима упорная разработка контрактур, препятствующих овладению движениями, нужными в процессе становления того или другого рефлекса. Лечебная физкультура даст большой эффект при применении ее после горячих укутываний по Кени и аппликаций. Обязательно должно проводиться лечение импульсным током не менее 3—4 курсов в год.
Помимо лечебной физкультуры, следует применять озокеритовые и парафиновые аппликации, грязевые аппликации на курортах Евпатория, Ейск, общие сероводородные ванны.
Лишь после 2—3 лет лечения, а иногда и более, безрезультатного во всех отношениях, врач может без ущерба для судьбы ребенка и для своей совести вынести решение о нецелесообразности дальнейшего применения лечебной физкультуры и медикаментозного лечения.
Вопрос о хирургических мероприятиях для этих детей важен даже в тех случаях, когда прогноз в отношении восстановления функций отрицательный. Миотомия приводящих мышц бедер, например, может иметь значение как операция, облегчающая уход за ребенком, ахиллотомия — как операция, устраняющая столь максимально выраженную конскую стопу, что ребенка невозможно удержать в вертикальном положении пассивно, а положение стопы препятствует освоению вертикального положения тела с поддержкой также шаговых движений, которые в свою очередь могут стимулировать регресс приводящей контрактуры бедер. Однако решающего значения для овладения функцией эти операции не имеют. Как правило, такие дети должны направляться в учреждения Министерства социального обеспечения.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »