Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Наряду с кинестетическими ощущениями большое значение в процессе становления детской речи имеет слуховое восприятие. Только под контролем слуха у ребенка формируется речь (Р. М. Боскис, 1959), и даже небольшое снижение остроты слуха, которое у взрослого может остаться незамеченным, значительно затрудняет процесс становления речи у ребенка (Р. М. Боскис, 1959, и др.).
Для достаточного и дифференцированного слухового восприятия, особенно для пространственной локализации звука, необходима совместная работа обоих полушарий головного мозга (Б. Г. Ананьев, 1964). Сенсорная и моторная стороны речи тесно взаимосвязаны в своем развитии, поэтому при поражении слуховой системы на ее различном уровне страдает не только сенсорная сторона речи, но недоразвивается и ее моторный компонент.
Большую роль в формировании речи играет и зрительное восприятие. На первых этапах своего становления речь развивается в значительной степени на основе врожденных рефлексов подражания, для чего ребенок использует не только слух, но и зрение. Не случайно, что период активного гуления и лепета совпадает с формированием возможности ребенка фиксировать взгляд на артикуляции говорящего. Поэтому раньше других у ребенка обычно появляются те звуки, которые он не только слышит, но и «видит». Это гласные и губные согласные звуки. Большую роль играет также зрительное восприятие в развитии импрессивной речи, в накоплении пассивного номинативного словаря (Г. Л. Розенгарт-Пупко, 1948). Взаимодействие трех ведущих функциональных систем — кинестической, слуховой и зрительной — является необходимым в течение всего периода развития детской речи, приобретая важнейшее значение в моменты ее наиболее бурного формирования, а также в момент обучения письменной речи и чтению.
Взаимосвязь между развитием речи и движения проявляется также в том обстоятельстве, что на первых этапах речевого развития коммуникативная роль звука и, жеста выступает в тесном единстве. Ребенок произносит отдельные звуки или звукосочетания с вопросительной интонацией, указывая рукой на интересующий его предмет. На этом этапе речевого развития речь в своем онтогенезе как бы повторяет первый этап своего филогенеза — этап линейной речи при помощи жестов и мимики, речи, понятной только в определенной ситуации, т. е. речь на этом этапе является в значительной степени не звуковой, а двигательной.
В развитии дальнейшей речевой активности очень большое значение имеет манипулятивная, предметная и игровая деятельность. В этом тесном взаимовлиянии развития речевой и ручной активности отмечается не длительный парадоксальный период, когда наиболее интенсивное развитие ручной активности тормозит речевую. При нормальном речевом развитии этот период часто проходит незамеченным. У детей же с церебральными параличами этот период иногда затягивается. По данным Piaget (1923), с возрастом постепенно происходит уменьшение спонтанной речевой активности и нарастание ручной. Внешняя же произносительная речь все более сокращается и переходит во внутреннюю. Последняя начинает играть все большую роль в регуляции поведения и целенаправленной деятельности (А. Р. Лурия, 1966).
Таким образом, речь, развиваясь в тесном единстве с моторикой, требует для своего становления ряд необходимых условий: 1) анатомической сохранности и достаточной зрелости тех мозговых систем, которые участвуют в речевой функции; 2) сохранности кинестетического, слухового и зрительного восприятия; 3) достаточного уровня интеллектуального развития ребенка, который обеспечивал бы потребность речевого общения и умение управлять сложнейшим механизмом функциональной системы речи; 4) нормального строения периферического речевого аппарата; 5) достаточного эмоционального и речевого окружения.
У детей с церебральными параличами часто имеет место недостаточность всех этих условий, необходимых для формирования речи. Наряду с повреждением и недоразвитием различных мозговых систем, необходимых для формирования речи, недостаточностью кинестетического, слухового и зрительного восприятия, задержанным интеллектуальным развитием, отсутствием потребностей и недоразвитием деятельности, патологией периферического речевого аппарата (высокое твердое небо, стридор, узкие носовые ходы, аномалии в строении зубов и нижней челюсти, расстройства дыхания и т. д.) выраженная двигательная недостаточность, ограничение контакта с окружающим способствуют патологии речевого развития у этих детей.
Клинические проявления речевых нарушений у детей с церебральными параличами многообразны. Единой общепризнанной их классификации не существует.

Целесообразно выделять следующие виды речевых нарушений у детей:
1) задержку речевого развития; она может быть обусловлена несколькими факторами, основными из которых являются:     а) тяжелая двигательная недостаточность; б) двигательная и интеллектуальная недостаточность; в) двигательная недостаточность и выраженная соматическая ослабленность; г) двигательная недостаточность и неблагоприятные условия окружения (вынужденная изоляция от детского коллектива, длительная госпитализация с недостаточностью воспитательных и логопедических мероприятий, особенно в первые 3 года жизни ребенка); д) двигательная недостаточность и выраженные нарушения деятельности; е) псевдоалалический и дислалический синдромы.
2. Дизартрии: а) псевдобульбарная; б) экстрапирамидная; в) мозжечковая; г) корковая.
3. Алалии. Алалический синдром.
4. Речевое недоразвитие в связи с тяжелой тугоухостью и глухотой.
5. Речевое недоразвитие в связи с глубокой умственной отсталостью.

При задержке речевого развития отмечается главным образом более позднее формирование моторной стороны речи, наблюдается задержанный темп речевого развития. При хорошем понимании ребенком обращенной к нему речи отмечается более длительное, чем при нормальном речевом развитии, нарушенное звукопроизношение (иногда до 5—6 лет); у этих детей в более поздние сроки появляются первые слова, медленно нарастает активный словарь и отмечается более позднее формирование фразовой речи. Однако с началом логопедических мероприятий в сочетании с медикаментозной терапией наблюдается благоприятная динамика речевого развития, и дети в дальнейшем могут не испытывать затруднений как в устной, так и в письменной речи. Задержка речевого развития у детей с церебральными параличами отличается рядом особенностей, на которых мы остановимся ниже.

При моторных алалиях отмечается общее недоразвитие всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, а также недостаточность семантической стороны речи.
При сенсорной алалии прежде всего страдает понимание обращенной речи, отмечаются выраженные нарушения фонематического восприятия и вторично в той или иной степени недоразвивается моторная речь. Характеристика речевого недоразвития в связи с глухотой и глубокой умственной отсталостью не входит в задачу настоящей работы.

Речевые нарушения у детей с церебральными параличами редко встречаются в изолированном виде. Чаще отмечаются сочетания дизартрии с задержками речевого развития или дизартрии с алалией; при этом характерно сочетание различных форм дизартрии у одного и того же больного (псевдобульбарной с мозжечковой или экспрапирамидной и т. д.). Однако для простоты изложения указанные формы патологии будут описаны раздельно.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »