Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Задержка темпов речевого развитая

Среди различных форм задержанного речевого развития наибольший интерес и своеобразие представляет задержка речевого развития с псевдоалалическим и дислалическим синдромами.
Патогенез этой формы речевой патологии может зависеть от задержанного развития наиболее фило- и онтогенетически молодых участков коры головного мозга, развивающихся уже в постнатальном онтогенезе. У детей с церебральными параличами в связи с задержкой развития мозга может иметь место и более позднее становление речевой функции. Большинство детей с подобной задержкой речевого развития понимают обращенную к ним речь, собственная же их речь формируется в более поздние сроки. Многие авторы задержку становления моторной речи у этих детей объясняют патологией всей двигательной функциональной системы в целом (К. А. Семенова, 1968).
В патогенезе этой формы речевой патологии могут также иметь место недостаточное речевое и эмоциональное окружение, отсутствие потребности в речевом общении (за счет умственной отсталости, общего нарушения деятельности или неправильностей воспитания), общая соматическая ослабленность, недостаточность кинестетического, слухового или зрительного восприятия.
Нередко ведущее значение в более позднем формировании речи у ребенка с церебральным параличом принадлежит недостаточности кинестетического восприятия в артикуляционной мускулатуре, слабости кинестетического следового образа. Это придает своеобразную клиническую картину всему задержанному речевому развитию.

О роли недостаточности кинестетического восприятия в более позднем формировании речи у детей с церебральными параличами

Недостаточность кинестетического восприятия в артикуляционной мускулатуре способствует проявлениям так называемой артикуляционной апраксии.
В силу этого «двигательный образ» слова ощущается ребенком крайне недостаточно, что приводит, с одной стороны, к нарушениям моторной стороны речи (звукопроизношения), с другой — к нестойкости связи между словом, образом и действием, что может быть причиной недоразвития лексики и слухоречевой памяти.
Нарушения звукопроизношения, обусловленные артикуляционной апраксией, отличаются двумя характерными особенностями: 1) искажаются и заменяются звуки, близкие по месту артикуляции (т-л, л-д и т. д.); 2) нарушения звукопроизношения непостоянны; ребенок «нашел», удачно воспроизвел нужный артикуляционный уклад и в этом случае правильно произнес нужное слово или звукосочетание, тем не менее воспроизвести определенное артикуляционное движение по заданию (по показу или особенно без зрительного контроля, только по кинестетическому ощущению) он часто оказывается не в состоянии; он начинает делать бесполезные попытки, даже помогает себе руками, однако найти нужный артикуляционный уклад не может. Постановка речевых звуков у этих детей происходит с большими трудностями.
Выделяют два варианта артикуляционной апраксии (А. Р. Лурия, 1962).
Кинестетическая апраксия, связанная с патологией  теменных отделов мозга (А. Р. Лурия, 1962; К. Клейст, 1934). При этом варианте апраксии отмечаются трудности нахождения отдельной артикуляционной позы, особенно страдает произношение согласных звуков (Е. М. Винарская, 1967).
Кинетическая, или динамическая, апраксия, зависящая от патологии премоторных отделов мозга (А. Р. Лурия, 1962; Е. Г. Школьник-Ярос, 1947). При этом варианте апраксии отмечается недостаточность динамической организации движения. Поэтому нарушено не столько произношение отдельных звуков, сколько затруднен переход от одного звука к другому, затруднено слияние звуков
в слоги, слогов в слова, слов во фразы. У детей с подобными нарушениями отмечаются замены звуков, их перестановки, пропуски и вставки лишних звуков.

Обследование артикуляционного праксиса*

* Общая схема логопедического обследования ребенка с церебральным параличом дана в приложении 1.

Ребенка просят по словесной инструкции воспроизвести ряд артикуляционных укладов («положи язычок на верхнюю губу, в угол рта, подними вверх» и т. д.), затем предлагают ему выполнить эти же задания по подражанию с опорой на зрительное восприятие. Наконец, на последнем этапе обследования проверяют возможность выполнения этих же заданий по кинестетическому ощущению. Для этого при помощи марлевой салфетки языку, губам ребенка пассивно придают различные артикуляционные уклады и просят его воспроизвести их активно. При этом проверяют возможность повторения данного артикуляционного уклада сразу же после его пассивного воспроизведения и через определенный промежуток времени (от 10 до 40 секунд). При этом отмечают, какие другие раздражители (звуковые, зрительные, тактильные, кинестетические в скелетной мускулатуре) особенно быстро подавляют этот кинестетический следовый образ, а какие, наоборот, способствуют его укреплению.
Одновременно с артикуляционным праксисом проверяют праксис в руках. Это производят также при помощи трех заданий: по словесной инструкции, показу и кинестетическому ощущению. Ребенку предлагают воспроизвести какое- то привычное действие руками: застегнуть пуговицы, одеться, застелить кровать и т. д. Затем просят повторить позу или жест, воспроизводимый пальцами рук исследующего. Наконец, пассивно пальцам ребенка придают определенное направление или позу и ребенка просят воспроизвести это движение активно как сразу же после пассивного движения, так и через определенный промежуток времени.
Наряду с «праксисом позы» у ребенка проверяют так называемый динамический праксис при помощи описанных в литературе приемов (пробы А. Р. Лурия и М. Б. Эйдиновой — «кулак—ребро—ладонь» и др.).

У детей с артикуляционной апраксией обычно отмечаются апраксические нарушения и в руках. Так, при кинестетической апраксии речевой мускулатуры имеется недостаточность «праксиса позы» в руках. При кинетической апраксии артикуляционных мышц, когда особенно затрудненным является переход от одного артикуляционного уклада к другому, имеется недостаточность динамического праксиса в руках.
Указанные нарушения звукопроизношения, зависящие от артикуляционной апраксии, имеют известное сходство с нарушением звукопроизношения при моторной алалии. Как известно, под моторной алалией понимают недоразвитие речи, обусловленное поражением корковых речевых зон в доречевом периоде. У детей с задержанным речевым развитием при динамическом их наблюдении можно было предполагать не поражение корковых речевых зон, а их функциональную недостаточность в связи с патологией всего речедвигательного анализатора, особенно его кинестетического звена. Это проявлялось в обратимом характере многих нарушений, особенно по мере развития кинестетического восприятия в речевой мускулатуре и руках. Поэтому в отличие от алалии эти расстройства могут быть названы псевдоалалическими.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »