Начало >> Статьи >> Архивы >> Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами - Клиника и реабилитация детских церебральных параличей

Оглавление
Клиника и реабилитация детских церебральных параличей
Этиология
Факторы, воздействующие на плод опосредованно
Причины, непосредственно влияющие на состояние мозга плода
Об иммунопатологическом методе выявления церебральной патологии плода
О роли иммунопатологических механизмов
Двигательное развитие здорового ребенка
Особенности формирования тонических мышечных реакций у детей с церебральными параличами
О взаимоотношении шейных и лабиринтных тонических рефлексов
Задержка и патология развития установочных рефлексов первого года жизни
Стояние и ходьба у детей с церебральными параличами
О механизмах паратонии
О формировании произвольных движений в норме и у детей с церебральными параличами
Три варианта патологии движения
О центральной регуляции мышечного тонуса
О морфологических изменениях в нервных окончаниях и мышцах
О нарушениях кинестезии у детей с церебральными параличами
Клиника ранней стадии
Терапия первого периода новорожденности
Восстановительная терапия в позднем периоде новорожденности
Начальная и поздняя резидуальные стадии
Методика обследования двигательных функций
Методика исследования мышц, обслуживающих суставы конечностей и туловища
Исследование движений в локтевом суставе
Оценка движений пальцев и кисти
Исследование движений туловища
Исследование мышц нижних конечностей
Терапия начальной резидуальной стадии
Принципы лечебной физкультуры при начальной резидуальной стадии
Тренировка первых элементов цепного шейного симметричного рефлекса
Методы воспитания движений кисти и пальцев
Формирование физиологического поясничного лордоза и распространение шейного цепного рефлекса на мышцы туловища
Профилактика аддукторных контрактур в тазобедренных суставах
Развитие рефлекса ползания
Тренировка перехода к вертикальному положению тела
Тренировка самостоятельного сидения
Тренировка ходьбы на четвереньках
Тренировка стояния и ходьбы
Медикаментозная терапия начальной резидуальной стадии
Реабилитационная терапия поздней резидуальной стадии
Применение ортопедической обуви при поздней резидуальной стадии
Метод алкоголизации нервно-мышечных окончаний (по Тардье)
Реабилитация двигательных функций верхних конечностей
Терапия поздней резидуальной стадии II степени
Расстройства речи и восстановительная терапия речевых нарушений
О роли слуховой и зрительной функциональных систем в формировании речи
Клиническая характеристика речевых нарушений у детей с церебральными параличами
О структуре так называемого псевдоалалического синдрома у детей с церебральными параличами
Медико-логопедические мероприятия
Дизартрии
Ограничение подвижности артикуляционных мышц
Нарушения голосообразования
Нарушения дыхания
Вопросы ранней диагностики дизартрий
Клинические формы дизартрий
Экстрапирамидная дизартрия
Мозжечковая дизартрия
Корковая дизартрия
Алалии
Речевые нарушения при различных формах детского церебрального паралича
Особенности психического развития и психические нарушения
К динамике астено-органического синдрома
Интеллектуальное развитие детей с церебральными параличами
Особенности интеллекта у детей с церебральными параличами
Диагностика, оценка и коррекция интеллектуальной недостаточности
Патология психического развития у детей старшего возраста
Заключение, принципы лечебной педагогики в позднем резидуальном периоде
Приложения

Псевдоалалический синдром у детей с церебральными параличами имеет сложную структуру, включая ряд симптомов, общим для которых является нарушение формирования главным образом моторной стороны речи.
Первым симптомом этого синдрома является нарушение звукопроизношения — фонетики. На особенности этих нарушений указано выше.
Следующей особенностью, которая также как бы сближает этих детей с детьми, страдающими моторной алалией, является так называемый речевой негативизм, большая трудность при вступлении в речевое общение. Близко к речевому негативизму по своим патогенетическим механизмам примыкает симптом повышенной тормозимости речевой функции различными раздражителями — зрительными, слуховыми, тактильными, вестибулярными и т. д. Особенно легко подавляются речевые движения у детей раннего возраста другими двигательными раздражителями, главным образом в период развития манипулятивной деятельности рук. У детей со спастической диплегией (при варианте, когда руки поражены минимально) отмечается более длительный, чем
при нормальном речевом развитии, парадоксальный период, когда с развитием манипулятивной деятельности рук речевая функция на какой-то период притормаживается.
Следующим симптомом псевдоалалического синдрома является трудность в развитии лексической стороны речи. Для детей с церебральными параличами часто характерна та же диссоциация в развитии пассивного и активного словаря, что имеет место и у детей с моторной алалией. При нормальном речевом развитии эта недлительная диссоциация также имеет место. В случаях же речевой патологии она становится выраженной и стойкой. Каков механизм этого нарушения?
Как известно, особенности функционирования нервной системы определяются способностью нервной клетки повторять определенные модели активности (Russell, 1958). Слабость кинестетического следового образа от артикуляционной мускулатуры приводит к отсутствию возможности создания следового двигательного образа слова, недостаточности следовой двигательной реакции, отсутствию возможности создания цепных реакций, «кинетических мелодий». В связи со слабостью кинестетического следового образа связь значения слова с его моторным воспроизводством оказывается недостаточной, активный словарь в силу этого остается крайне ограниченным. Поэтому период «лепетной» речи бывает у этих детей обычно довольно длительным. Новые слова осваиваются и вводятся в речь с большими трудностями. Однако в отличие от моторной алалии, при которой лексические нарушения выявляются на всех этапах речевого развития, у детей с задержанным становлением речи и псевдо- алалическим синдромом недостаточность лексики особенно резко проявляется в период формирования речи. В дальнейшем по мере развития речевой практики с уменьшением патологии кинестетического восприятия лексические нарушения исчезают.
Псевдоалалический синдром характеризуется также нарушением формирования грамматического строя речи. Фразовая речь развивается со значительной задержкой. Задержанное формирование грамматического строя речи может зависеть от недостаточного речевого общения, недоразвития коммуникативной функции речи, а также от нарушений пространственного восприятия. В отличие от моторной алалии эти нарушения являются менее постоянными и менее длительными и не всегда проявляются в письменной речи этих детей.
Псевдоалалический синдром необходимо отличать от истинной моторной алалии. На особенностях этого дифференциального диагноза мы остановимся при описании клинических особенностей алалии. Иногда более позднее формирование моторной речи у детей с церебральными параличами зависит в основном от нарушений звукопроизношения характера дислалии. Длительная дислалия у детей с церебральными параличами может зависеть от патологии в строении их периферического речевого аппарата, что обычно сочетается с выраженными диспластическими чертами.
Недостаточность моторного компонента речи у детей с церебральными параличами способствует недостаточному развитию слухо-моторных условных связей, а в ряде случаев приводит к задержанному развитию или недоразвитию фонематического слуха. На тесную взаимосвязь между становлением речи и развитием фонематического слуха указывают многие авторы (Р. Е. Левина, 1968, и др.). Единство слуха и речи обусловлено всем историческим развитием языка и его ролью в общественном развитии, поэтому и в процессе онтогенетического развития речи между «моторной» речью и слухом устанавливается тесная связь (А. Н. Леонтьев, 1959, и др.).
Таким образом, более позднее становление речи, которое имеет место у многих детей с церебральными параличами, зависит главным образом от недостаточности всей рече-двигательной функциональной системы и особенно ее афферентного звена. В то же время задержка речевого развития, в известной степени может быть обусловлена и более поздним формированием двигательных навыков у этих детей. Мы видели, что двигательные и речевые функции развиваются в тесном единстве, поэтому нарушение двигательного развития на самых ранних его этапах может способствовать и более позднему становлению речи. Обычно более позднее формирование речи у детей с церебральными параличами, даже там, где нет парезов и параличей артикуляционных мышц, имеет место в тех случаях, когда резко нарушено становление стато-кинетических рефлексов l-гo года жизни.



 
« Кисты и кистоподобные образования у детей   Клинико-биохимическая и иммунологическая характеристика неревматических поражений миокарда у детей »